После своих откровений Анатолию Аксакову пришлось долго объяснять, что его неправильно поняли.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
России снова удалось крепко напугать мир. На этот раз, правда, не силой оружия или прекращением поставок газа в другие страны, а вероятностью дефолта по корпоративным обязательствам. Вчера целый ряд высокопоставленных чиновников были вынуждены опровергать распространенную накануне рядом СМИ информацию о письменном обращении в правительство главы Ассоциации региональных банков Анатолия Аксакова с просьбой централизованно помочь российским банкам и предприятиям в реструктуризации их внешней задолженности.
«Информация о том, что ассоциация представила правительству и ряду западных банков план реструктуризации долгов на сумму до 400 миллиардов долларов, не соответствует действительности, – заявил вчера Аксаков. – Отдельные заемщики могут самостоятельно вести переговоры о реструктуризации долгов, но о какой-то масштабной централизованной инициативе мне ничего не известно», – сказал банкир. Таким образом он попытался погасить резко усилившиеся после данной им накануне пресс-конференции опасения иностранных деловых кругов относительно платежеспособности российских заемщиков.
Напомним, что вчера японская газета Nikkei со ссылкой на Аксакова сообщила о направленном им письме в правительство, в котором содержится предложение централизованно помочь российскому корпоративному и банковскому сектору реструктурировать внешние долги на 400 млрд. долл. Данное сообщение было истолковано мировыми рынками как угроза дефолта со стороны российских заемщиков и ударило не только по авторитету РФ и ее банков и компаний, но и по их кредиторам, большинство из которых находятся в Европе. В результате вчера курс евро упал с 1,3003 до 1,2873 за доллар. Евровалюта снизилась также еще к 12 основным мировым валютам.
Вчера Аксаков пояснил, что в направленном первому вице-премьеру Игорю Шувалову письме он сделал менее радикальное предложение. Его суть в том, что если каким-то из российских компаний потребуется реструктуризация внешнего долга, приходящегося на 2009 год, то они должны будут обратиться с просьбой к своим иностранных кредиторам, но модератором этого процесса должно выступить правительство при участии иностранных и российских кредиторов.
Осознав серьезность ситуации, с целой серией опровержений, иногда не совсем стыкующихся друг с другом, вчера выступили и крупные российские чиновники. В частности, вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин сообщил, что «правительство не планирует принимать какие-либо решения о реструктуризации внешнего частного долга, такие переговоры не ведутся». Об этом же заявил и пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков. «Российские компании продолжают обслуживать 400 миллиардов долларов внешнего долга в текущем режиме и правительство не собирается проводить переговоров по реструктуризации», – продолжил советник президента по экономическим вопросам Аркадий Дворкович. Более того, в его версии, «пока в правительство не поступало предложений о реструктуризации долга».
Комментируя последние события, опрошенные «НГ» эксперты отмечают, что столь болезненная реакция западных рынков на неверно интерпретированные заявления одного из представителей банковского сообщества не имеет под собой значительных оснований.
«На Западе принято считать российские коммерческие долги надежными, тогда как заявления о возможной их реструктуризации сразу вызывают опасения», – отмечает глава Института проблем глобализации Михаил Делягин. По его мнению, 141 млрд. долл., которые, по данным ЦБ, Россия должна будет выплатить по всем внешним долгам в этом году, – не критичны, хотя и эта сумма может вырасти. «Нужно понимать, что кроме прямых долгов есть долги компаний, которые брались под залог пакетов своих акций, – поясняет Делягин. – Эти задолженности всплывают в последний момент, когда становится ясно, что из-за проблем с выплатой долга та или иная компания может перейти под зарубежный контроль. Так что к этому 141 миллиарду долларов можно легко приплюсовать еще 20–30 миллиардов». Пока, как считает эксперт, международных резервов у страны достаточно, однако к концу года они могут сократиться до 90 млрд. долл. «Этих денег хватит для сохранения стратегических активов, остальные же – гори они синим пламенем! – восклицает Делягин. – Ясно, что «Газпром», «Норникель», танковое производство и т.д. под иностранный контроль не перейдут ни при каких условиях, что же касается других – то это для государства не столь критично».
Алексей Кудрин не ведет переговоры о реструктуризации частного долга. Фото Григория Тамбулова (НГ-фото) |
Отметим, что опасения относительно кредитоспособности российских должников не совсем лишены оснований. Ранее власти прямо заявили, что будут помогать в погашении кредитов далеко не всем нуждающимся. В частности, в начале февраля правительство объявило о сворачивании программы рефинансирования внешнего долга компаний из резервов через ВЭБ стоимостью 50 млрд. долл. Эти деньги изначально выделялись, чтобы в руки иностранных кредиторов не отошли заложенные неплатежеспособными компаниями и банками стратегические активы. В отсутствие такой поддержки исключать корпоративные дефолты нельзя.
«Получение новых кредитов сейчас практически невозможно, так как кредитные рынки все еще заморожены, – отмечает аналитик «Арбат-Капитала» Михаил Завараев. – Мы ожидаем, что в конце 2009-го – начале 2010 года возможно получение кредитов крупными российскими компаниями, прежде всего с участием государства в капитале. Что же касается кредитных организаций, не относящихся к госбанкам, то получение ими кредитов будет затруднено и позже». В принципе, как считает эксперт, возможна и реструктуризация долгов, но ее вероятность существенно вырастет, если государство опять же даст свои гарантии. Часть российских банков даже в текущих условиях по-прежнему имеет возможность продлевать свои синдицированные кредиты.
По данным эксперта, общая задолженность российских банков по состоянию на 1 октября 2008 года составляла 198,1 млрд. долл. В 2009 году банки должны будут вернуть около 60 млрд. долл., включая проценты, в 2010-м – около 30 млрд. долл. «Учитывая, что на данный момент совокупные активы банков составляют около 600 миллиардов долларов, сумма предстоящих выплат выглядит существенной, – поясняет Завараев. – И есть вариант развития событий, при котором у банков могут возникнуть проблемы с их выплатой, если не будет помощи государства, прежде всего в случае существенного роста проблемных кредитов».
Между тем с просрочками по кредитам, как отмечает старший аналитик ФК «Уралсиб» Леонид Слипченко, дела обстоят хуже всего. «Данных за декабрь 2008 года Центробанк пока не давал, но на ноябрь она составляла 3,8%, или примерно 387 миллиардов рублей, – уточнил он. – В первом квартале текущего года этот показатель может вырасти до 4,5%, и это еще по оптимистическому сценарию. По итогам же всего 2009 года просрочка по всем кредитам в России может достичь 9–10% и составить 1–1,7 триллиона рублей».