С новыми таможенными пошлинами ввозить в Россию подержанные автомобили из Японии стало невыгодно.
Фото ИТАР-ТАСС
Количество иномарок, оформленных Владивостокской таможней, в январе уменьшилось в 18 раз. Повышение пошлин на иномарки, призванное защитить отечественных производителей, принесло первые результаты: несколько тысяч работников автобизнеса стались без работы. Приморские единороссы нашли способ трудоустроить безработных: работу людям даст строительство предприятий по сборке автомобилей и формирование дилерской сети.
Идею вытеснить с приморских дорог японский секонд-хенд и наладить собственное автопроизводство выдвинуло региональное отделение Ассоциации молодых предпринимателей. Первый зампред фракции ЕР в Госдуме Владимир Пехтин направил обращение в Минэкономразвития РФ с просьбой оказать содействие инициативе.
«На территории Дальнего Востока и Сибири нет ни одного автосборочного производства, не развита дилерская сеть российского автопрома. Мы считаем, что есть предпосылки для развития собственного производства и дилерской сети в регионе», – объяснил свою позицию председатель Ассоциации молодых предпринимателей России, член фракции ЕР в Думе Владивостока Олег Храмов.
«Здесь ни при чем политическая подоплека, это экономически целесообразное решение, – уверял на заседании круглого стола, посвященного перспективам автосборочного производства в крае, Владимир Пехтин. – Мы должны извлечь полноценный результат из общей кризисной ситуации». Идею партийцы решили поднять на щит, тем более что правительство ввело для Дальнего Востока преференции на покупку новых отечественных автомобилей, а железнодорожное ведомство, несмотря на потери, пообещало порадеть за дальневосточников.
Между тем идея создания автозавода в Приморье не нова. Несколько лет назад губернатор Приморья Сергей Дарькин и спикер Законодательного собрания края Виктор Горчаков вели переговоры с «Тойотой» о строительстве в регионе автозавода. Ездили на автопредприятия Японии, Южной Кореи, были на автозаводе и в китайском Чаньчуне. «Идею создания производства я поддерживаю, – на всякий случай подчеркнул единоросс Горчаков. – Но хочу напомнить, почему мы получили отказ: из-за малой плотности населения делать в Приморье автомобили невыгодно. Поэтому «Тойота» построила завод в Ленинградской области, ближе к европейским рынкам сбыта».
Профессор ДВГУ Тагир Хузиятов, по его словам, в инициативе партии власти увидел немало положительных факторов: «Вчера было рано, а завтра будет поздно, сегодня – в самый раз, ведь кризис рано или поздно завершится. Тенденции показывают, что идет движение на Восток. По Дальнему Востоку и Восточной Сибири ездят представители компаний в поисках места создания автомобильного производства. Процесс пошел».
Сторонники идеи хотят опереться на умирающие военные заводы, где, как они уверены, остались производственные мощности, кадры, которые знают, что такое автомобиль; университет, который готовит людей нужного профиля; налаженную систему сбыта, которая есть у тех, кто занимается автобизнесом, и потенциальных инвесторов – Японию и Корею.
«Рынок сбыта на Дальнем Востоке ограниченный – около 6 миллионов человек. Если строить более или менее крупный завод, то его продукцию необходимо поставлять в европейскую часть. Но с учетом транспортных издержек автомобилям дальневосточной сборки будет трудно конкурировать с продукцией заводов западной части страны», – пессимистичен, в свою очередь, профессор кафедры маркетинга и коммерции Владивостокского госуниверситета экономики и сервиса Александр Исаев. – Я не верю в проект: после падения курса рубля средняя заработная плата в крае составит 200 долларов. Рассчитывать на массовую продажу автомобиля себестоимостью 10–13 тысяч долларов, как предполагается, нельзя. Сколько же надо не есть и не пить, чтобы купить этот автомобиль?»
Ситуация напоминает эксперту чеховскую драматургию: когда люди на сцене пьют чай, а разбиваются судьбы: «Идея создания автосборочного предприятия – попытка компенсировать неудобства, которые люди получили».
Приморская оппозиция видит в идее единороссов попытку ослабить социальную напряженность в регионе. Местная власть пытается успокоить людей, остающихся не у дел, перспективами строительства объектов саммита АТЭС 2012 года: мол, там работы на всех хватит. Но директор ФГУ «Дирекция строительства дорог «Владивосток» Игорь Зубарев публично признается: строительство мостов – работа специфичная, автодилеры, оставшиеся без работы, вряд ли пригодятся.
Владивосток