Болгария принудила Александра Медведева к безоговорочной капитуляции.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Сбываются худшие прогнозы о том, что наибольшие потери в недавней газовой войне между Киевом и Москвой понесет «Газпром». В пятницу концерн согласился удовлетворить во внесудебном порядке требования Болгарии возместить ущерб за недопоставки газа. Успех Софии создает неприятный прецедент, воспользоваться которым могут попытаться и другие европейские компании, ставшие жертвами российско-украинской газовой войны. О намерениях взыскать с «Газпрома» убытки за недопоставки в январе заявил даже старый партнер и союзник российского концерна германская E.On Ruhrgas.
Согласно подсчетам болгарского правительства, представленным в пятницу в письме, которое вручил министр энергетики и экономики страны Петр Димитров на встрече в Софии зампреду правления «Газпрома» Александру Медведеву, ущерб от недопоставок газа составил около 500 млн. левов, или около 250 млн. евро. При этом болгары предложили России три возможных способа компенсировать понесенные ими потери: прямыми денежными выплатами, поставками газа по льготной цене или же путем предоставления Болгарии доступа к российской газотранспортной сети, чтобы иметь возможность получать газ из третьих стран. Болгарский министр проинформировал Медведева о том, что его страна хотела бы подписать новый контракт на поставку российского газа напрямую с «Газпромом», исключив из этой схемы посредников, что также вряд ли порадовало россиян, извлекающих с помощью посредников дополнительные прибыли.
Отметим, что сумма претензий Софии к «Газпрому» многократно выросла всего за два дня. Еще в среду глава болгарского правительства Сергей Станишев оценивал потери своей страны от недопоставок российского газа в 86 млн. евро.
Представитель «Газпрома» торговаться не стал и практически молниеносно согласился удовлетворить аппетиты своего балканского партнера во внесудебном порядке. Александр Медведев заявил, что концерн «выполнит все контрактные обязательства перед Болгарией и предоставит ей на льготной основе недопоставленный из-за конфликта с украинской стороной газ», что позволит не выплачивать компенсации за причиненный ущерб. Просьбу о доступе к российской газотранспортной системе отверг, заметив, что в этом нет необходимости и Россия сама может предоставить Болгарии необходимые объемы топлива.
Помимо Болгарии о намерении взыскать с «Газпрома» убытки от срыва поставок газа в январе заявили как минимум полдюжины его европейских партнеров (см. «НГ» от 23.01.09). В том числе и те из них, кого в Москве принято относить в разряд наиболее верных союзников.
В частности, как сообщила немецкая Deutsche Welle, сейчас подсчетом убытков занимается крупнейший немецкий импортер российского газа – E.On Ruhrgas. «Мы непременно свяжемся с «Газпромом», когда выясним размер убытков», – заявил в конце прошлой недели в Эссене глава германского концерна Бернхард Ройтерсберг, отметив, что в контрактах по поставкам газа содержатся четкие правила на случай их приостановки. Более того, он обвинил российские власти в том, что они использовали газ в качестве средства давления на Украину.
Подсластить горькую пилюлю смогла пока лишь Австрия. На днях член правления крупнейшего нефтегазового концерна страны – OMV – Вернер Аули заявил, что OMV не понес убытков из-за блокады транзитных поставок российского газа, а потому не намерен предъявлять судебные иски к «Газпрому». При этом он выразил надежду, что «Газпром» сумеет в короткий срок ликвидировать вынужденное отставание по поставкам газа в его страну.
Между тем подсчет потерь, которые понесла Европа в ходе недавнего российско-украинского газового противостояния, далеко не закончен, и новые претензии могут появиться в ближайшие дни, причем большая часть из них наверняка будет направлена в адрес «Газпрома», с которым и заключались контракты на поставку газа. И тот факт, что «Газпром» довольно легко согласился с болгарскими требованиями, может сыграть против него, считают эксперты.
«Разумеется, риск появления новых требований после заключения договоренностей с Софией может резко вырасти, учитывая количество пострадавших в ходе конфликта стран, – отмечает старший аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Виктор Марков. – Однако пока можно говорить лишь о том, что «Газпром» только демонстрирует готовность сотрудничать, и не факт, что льготные поставки, о которых он договорился с Болгарией, будут распространяться на все страны-претенденты, пострадавшие от недавнего российско-украинского противостояния. Это готовность идти на контакт, не более того». По мнению эксперта, говорить о конкретных суммах ущерба, претензиях и ответчиках можно будет только по итогам судебных разбирательств.
Более того, в настоящее время настал такой момент, когда любая сторона, объявив себя пострадавшей в конфликте, может попытаться добиться и некоторых преференций.
«Это касается претензий германского концерна. E.On Ruhrgas, несмотря на то что является давним партнером «Газпрома», в нынешней непростой ситуации совсем не прочь выбить для себя какие-то льготы, выставляя требования российской компании, – считает Марков. – Это могут быть прежде всего новые выгодные контракты в России, доступ к которым для иностранных компаний в обычное время серьезно ограничен».
Помимо неприятностей на внешнем направлении выгоды «Газпрома» от заключения соглашения на поставку газа Украине теперь выглядят не столь очевидно. Согласно договору, подписанному главами «Газпрома» и «Нафтогаза Украины» 19 января, объем поставок газа Киеву в текущем году составит 40 млрд. куб. м, а с 2010 года – 52 млрд. куб. м в год. В первом квартале этого года при базовой цене в 450 долл. за тыс. куб. м с учетом 20-процентной скидки Киев будет платить по 360 долл. за тыс. куб. м. Несмотря на столь высокие цифры, Украина легко избежит резкого повышения цены на газ в годовом измерении. Дело в том, что в первом квартале по высокой цене она купит у «Газпрома» лишь 5 млрд. куб. м. Основные поставки придутся на второй, третий и четвертый кварталы, когда газовые цены упадут вслед за нефтяными до 280, 202 и 178 долл. соответственно. Причем самые крупные закупки – 12,5 млрд. куб. м придутся на четвертый квартал.