0
1610
Газета Экономика Интернет-версия

13.01.2009 00:00:00

"Лады" перестали покупать

Тэги: автоваз, кризис


автоваз, кризис Конвейер АвтоВАЗа столкнулся с перепроизводством.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Флагман российского автопрома АвтоВАЗ объявил вчера о сокращении продаж в 2008 году на 6%. В наступившем году, по мнению экспертов, общий спрос на новые автомашины может сократиться на 40–50%. Неизбежно масштабное падение производства и на АвтоВАЗе. Однако спад продаж иномарок может оказаться более интенсивным и девальвация рубля в очередной раз поможет АвтоВАЗу увеличить свою долю на падающем рынке с нынешних 23 до 30–35%.

В понедельник АвтоВАЗ объявил о снижении в 2008 году, впервые с 2002-го, продаж автомобилей, причем сразу на 6% по сравнению с предыдущим годом. В 2007 году АвтоВАЗ произвел около 736 тыс. автомобилей, а в 2008 году планировал выпустить не менее 1 млн. штук. Однако высокие цены и начавшийся финансовый кризис перечеркнули эти планы.

Всего в минувшем году предприятиями сервисно-сбытовой сети АвтоВАЗа на внутреннем рынке реализовано чуть более 622 тыс. автомобилей Lada.

Эксперты предсказывают в 2009 году рекордное падение российского авторынка, на котором АвтоВАЗ скорее всего укрепит свои позиции благодаря интенсивной девальвации рубля. «В 2008 году из-за кризиса российские банки практически прекратили автокредитование. В 2009 году пессимисты говорят о почти двукратном сокращении спроса из-за обвала рынка кредитования, сокращения зарплат и массовых увольнений», – отмечает ведущий аналитик компании «Интерком-Аудит» Максим Тищенко.

«Российский потребитель до сих пор отдает предпочтение иномаркам. Причина этого – невысокое качество, а также рост цен на отечественные автомобили, который свел на нет их ценовое конкурентное преимущество», – отмечает аналитик Номос-банка Елена Федоткова. По итогам 2008 года прирост продаж иномарок составил около 30%, тогда как у традиционных российских производителей они упали.

«В последние годы АвтоВАЗ стремительно терял свою долю на внутреннем рынке. Если в 2005 году каждый второй реализованный автомобиль был тольяттинского производства, то сейчас на долю АвтоВАЗа приходится около 25% продаж. Неэффективное производство и укрепляющийся рубль привели к тому, что стоимость вазовских моделей стала сопоставима с недорогими иномарками, традиционно уступая им в надежности», – соглашается замначальника аналитического департамента «Арбат Капитала» Алексей Павлов. Тем не менее за счет того, что российский автомобильный рынок ежегодно рос на 25–30%, в штучном выражении АвтоВАЗу удавалось сохранять и даже понемногу наращивать объемы производства.

Долларовые цены на основные модели АвтоВАЗа после девальвации рубля в 1998 году опустились до 3–4 тыс. долл., что обеспечило быстрый рост сбыта. Сбой случился лишь в 2002 году, когда продажи упали на 9,1%, после чего компания смогла восстановить положительную динамику. Однако уже в 2006 году долларовый эквивалент цены вернулся на предкризисный уровень, что привело к проблемам со сбытом. В конце 2008 года многие вазовские модели продавались уже дороже 10 тыс. долл., что ликвидировало их ценовое преимущество перед недорогими иномарками.

Новый кризис, с одной стороны, привел к спаду продаж и остановке вазовского конвейера – новогодние каникулы на предприятиях компании продлятся до февраля. С другой стороны, он может позволить АвтоВАЗу увеличить со временем относительную долю на отечественном авторынке.

«Стремительная девальвация рубля и повышение таможенных пошлин приведут к существенному росту цен на импортные автомобили в рублевом выражении. Одновременное сворачивание банками программ по автокредитованию приведет к падению продаж в этом сегменте более чем в два раза», – считает Алексей Павлов. По его словам, АвтоВАЗ сегодня находится в более выгодных условиях, учитывая дешевеющий рубль и анонсированную государством программу поддержки покупателей недорогих автомобилей отечественной сборки. «Продажи могут снизиться в текущем году на 10–15%, а доля на рынке, видимо, несколько увеличится, поскольку сильнее всего в 2009 году упадет спрос на ввозимые из-за границы иномарки», – прогнозирует Павлов.

«Если в прошлом году всего в России было продано около 2,8 миллиона машин, то в 2009 году продажи могут упасть до 1,8–1,5 миллиона», – отмечает директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. При этом декабрьское падение сбыта вазовских машин почти на 40% не исключает спада их продаж в 2009 году еще на 30–35% и даже больше. Почти такая же безрадостная перспектива и у российских сборщиков иномарок. «Из-за низкой доли российских комплектующих около 80–90% себестоимости собираемых иномарок напрямую зависит от валютного курса и степени девальвации рубля», – считает аналитик. Падение курса рубля неизбежно заставит поднять цены на собираемые в России иномарки, что сократит их продажи скорее всего даже более интенсивно, чем у АвтоВАЗа. «Сегодня традиционные российские модели занимают около 25% внутреннего рынка, в том числе доля АвтоВАЗа составляет около 23%. Девальвация рубля может увеличить долю вазовских машин в этом году до 30–35%», – полагает Целиков.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
1027
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
1195
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
730
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
845

Другие новости