Конвейер АвтоВАЗа столкнулся с перепроизводством.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Флагман российского автопрома АвтоВАЗ объявил вчера о сокращении продаж в 2008 году на 6%. В наступившем году, по мнению экспертов, общий спрос на новые автомашины может сократиться на 40–50%. Неизбежно масштабное падение производства и на АвтоВАЗе. Однако спад продаж иномарок может оказаться более интенсивным и девальвация рубля в очередной раз поможет АвтоВАЗу увеличить свою долю на падающем рынке с нынешних 23 до 30–35%.
В понедельник АвтоВАЗ объявил о снижении в 2008 году, впервые с 2002-го, продаж автомобилей, причем сразу на 6% по сравнению с предыдущим годом. В 2007 году АвтоВАЗ произвел около 736 тыс. автомобилей, а в 2008 году планировал выпустить не менее 1 млн. штук. Однако высокие цены и начавшийся финансовый кризис перечеркнули эти планы.
Всего в минувшем году предприятиями сервисно-сбытовой сети АвтоВАЗа на внутреннем рынке реализовано чуть более 622 тыс. автомобилей Lada.
Эксперты предсказывают в 2009 году рекордное падение российского авторынка, на котором АвтоВАЗ скорее всего укрепит свои позиции благодаря интенсивной девальвации рубля. «В 2008 году из-за кризиса российские банки практически прекратили автокредитование. В 2009 году пессимисты говорят о почти двукратном сокращении спроса из-за обвала рынка кредитования, сокращения зарплат и массовых увольнений», – отмечает ведущий аналитик компании «Интерком-Аудит» Максим Тищенко.
«Российский потребитель до сих пор отдает предпочтение иномаркам. Причина этого – невысокое качество, а также рост цен на отечественные автомобили, который свел на нет их ценовое конкурентное преимущество», – отмечает аналитик Номос-банка Елена Федоткова. По итогам 2008 года прирост продаж иномарок составил около 30%, тогда как у традиционных российских производителей они упали.
«В последние годы АвтоВАЗ стремительно терял свою долю на внутреннем рынке. Если в 2005 году каждый второй реализованный автомобиль был тольяттинского производства, то сейчас на долю АвтоВАЗа приходится около 25% продаж. Неэффективное производство и укрепляющийся рубль привели к тому, что стоимость вазовских моделей стала сопоставима с недорогими иномарками, традиционно уступая им в надежности», – соглашается замначальника аналитического департамента «Арбат Капитала» Алексей Павлов. Тем не менее за счет того, что российский автомобильный рынок ежегодно рос на 25–30%, в штучном выражении АвтоВАЗу удавалось сохранять и даже понемногу наращивать объемы производства.
Долларовые цены на основные модели АвтоВАЗа после девальвации рубля в 1998 году опустились до 3–4 тыс. долл., что обеспечило быстрый рост сбыта. Сбой случился лишь в 2002 году, когда продажи упали на 9,1%, после чего компания смогла восстановить положительную динамику. Однако уже в 2006 году долларовый эквивалент цены вернулся на предкризисный уровень, что привело к проблемам со сбытом. В конце 2008 года многие вазовские модели продавались уже дороже 10 тыс. долл., что ликвидировало их ценовое преимущество перед недорогими иномарками.
Новый кризис, с одной стороны, привел к спаду продаж и остановке вазовского конвейера – новогодние каникулы на предприятиях компании продлятся до февраля. С другой стороны, он может позволить АвтоВАЗу увеличить со временем относительную долю на отечественном авторынке.
«Стремительная девальвация рубля и повышение таможенных пошлин приведут к существенному росту цен на импортные автомобили в рублевом выражении. Одновременное сворачивание банками программ по автокредитованию приведет к падению продаж в этом сегменте более чем в два раза», – считает Алексей Павлов. По его словам, АвтоВАЗ сегодня находится в более выгодных условиях, учитывая дешевеющий рубль и анонсированную государством программу поддержки покупателей недорогих автомобилей отечественной сборки. «Продажи могут снизиться в текущем году на 10–15%, а доля на рынке, видимо, несколько увеличится, поскольку сильнее всего в 2009 году упадет спрос на ввозимые из-за границы иномарки», – прогнозирует Павлов.
«Если в прошлом году всего в России было продано около 2,8 миллиона машин, то в 2009 году продажи могут упасть до 1,8–1,5 миллиона», – отмечает директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. При этом декабрьское падение сбыта вазовских машин почти на 40% не исключает спада их продаж в 2009 году еще на 30–35% и даже больше. Почти такая же безрадостная перспектива и у российских сборщиков иномарок. «Из-за низкой доли российских комплектующих около 80–90% себестоимости собираемых иномарок напрямую зависит от валютного курса и степени девальвации рубля», – считает аналитик. Падение курса рубля неизбежно заставит поднять цены на собираемые в России иномарки, что сократит их продажи скорее всего даже более интенсивно, чем у АвтоВАЗа. «Сегодня традиционные российские модели занимают около 25% внутреннего рынка, в том числе доля АвтоВАЗа составляет около 23%. Девальвация рубля может увеличить долю вазовских машин в этом году до 30–35%», – полагает Целиков.