Владимир Путин предпочел говорить с Украиной и Евросоюзом в жестких тонах.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
Премьер Владимир Путин обнародовал цели, которые ставит Россия в нынешнем газовом конфликте с Украиной. В воскресеном интервью немецкому телеканалу ARD он посоветовал Европе выделить Киеву кредит для расчетов с «Газпромом» и смягчить позицию по строительству обходных газопроводов. Кроме того, он выразил готовность Москвы поучаствовать в управлении и приватизации газотранспортной системы (ГТС) Украины. Эксперты считают реалистичными лишь первые две цели, так как терять контроль над ГТС Киев не готов ни при каких условиях.
Объявленные премьером цели проясняют, почему традиционные для новогоднего времени газовые торги между Россией и Украиной на этот раз вылились в газовую войну, повлекшую перекрытие поставок российского газа в Европу.
Накал нынешнего противостояния между двумя странами по газовому вопросу до сих пор выглядел неожиданным, поскольку стороны уже к концу минувшего года смогли приблизиться в своих позициях по цене газа и транзита. К тому же большую часть двухмиллиардного долга – около 1,5 млрд. долл. – украинская компания перечислила, а оставшиеся 614 млн. долл. обещала заплатить по результатам судебного иска. Как заявляли представители «Нафтогаза» 31 декабря, «Газпром» настаивал на цене газа для Украины в 250 долларов за тысячу кубометров и сохранении транзитной ставки на уровне 1,7 доллара за тысячу кубометров, тогда как мы соглашались максимум на 235 и 1,8 доллара соответственно». Такое незначительное расхождение вполне можно было бы устранить в ходе дальнейших переговоров, однако в результате вентиль в Европу был перекрыт. «Газпром» обвинил Украину в воровстве около 20 млн. куб. м газа в сутки и перекрыл вентиль, заставив нервничать Европу, замерзающую от внезапно наступивших морозов. Такого не было даже в 2006 году, хотя тогда отъем газа Украиной был куда более существенным и достигал 120 млн. куб. м в сутки.
В результате, как заявил Путин в интервью телеканалу ARD, убытки «Газпрома» из-за прекращения транзита газа через Украину составили около 800 млн. долл. Примечательно, что само интервью должно выйти в эфир 14 января, однако уже сейчас оно широко цитируется российскими СМИ. Очевидно: Москва прилагает максимум усилий, чтобы объяснить европейцам и украинцам свои цели в газовой войне, а россиянам, почему «Газпром» готов нести многомиллионные убытки. Отметим, что эти потери сопоставимы, а то и перекрывают размеры потерь от невероятной на сегодняшний день ситуации, если бы Москва согласилась удовлетворить все требования Украины по несогласованным на конец декабря вопросам.
«Газпром» несет убытки из-за того, что недопоставляет продукт своим партнерам», – подчеркнул Путин. По его словам, компания «была вынуждена остановить работу свыше 100 скважин, правда, без опасности технологических последствий» и «несет имиджевые издержки». Сообщив это, премьер обозначил амбициозные цели, которые Россия преследует в нынешнем газовом конфликте, причем не только в Украине, но и в Европе в целом. И цели эти далеко выходят за чисто экономические рамки, все больше приобретая геополитическую окраску.
Для выхода из кризиса Путин посоветовал Европе дать Украине кредит на расчеты с «Газпромом», напомнив о том, что в подобной ситуации Россия сама дала кредит Белоруссии в 2 млрд. долл. Но кроме денег Европа, по его словам, должна дать Украине понятный сигнал о том, чтобы она вела себя «нормальным цивилизованным образом». «Для того чтобы уйти от этого состояния независимо от происходящего в Украине, надо диверсифицировать потоки, транспортные возможности поставки от производителя до потребителя в Европе», – уверен российский премьер. Он также заявил, что Россия готова рассмотреть возможность участия в приватизации украинской ГТС с согласия Украины, но предпочитает создание международного консорциума.
Путин напомнил о том предложении, которое было сделано Украине несколько лет назад. «Оно было сформировано совместно Россией и Германией и на тот момент времени было акцептировано руководством Украины, был подписан совместный меморандум, – добавил он. – Меморандум о том, что создается международный консорциум с привлечением итальянских, может быть, французских партнеров и он берет в аренду газотранспортную систему Украины». Однако, по его словам, «мы можем и участвовать в приватизации, если украинское государство этого захочет». «Но там фетишируется газотранспортная система, она считается национальным достоянием, доставшимся чуть ли не с небес, и не подлежит приватизации», – посетовал он.
Эксперты не верят, что России удастся добиться всех поставленных целей. По их мнению, главная цель – желание в той или иной мере получить контроль над украинской ГТС – в нынешних условиях нереализуема. «Скорее всего Украина не пойдет на этот шаг по политическим причинам, – уверен глава департамента Due Diligence компании «2К Аудит – Деловые консультации» Александр Шток. – Контроль над ГТС позволит России усилить влияния на соседа и, в свою очередь, лишит Украину серьезного рычага воздействия на Москву. Таким образом, можно говорить о том, что Киев в любом случае сделает все возможное, чтобы этот вариант не был реализован». Наиболее реальные бонусы, на которые может рассчитывать «Газпром» в нынешнем конфликте, по мнению эксперта: погашение долга (в том числе и за счет западных кредитов); согласование выгодных для себя цен на газ и, главное, транзитных тарифов, на этот год.
Видят эксперты в жестком развитии событий, включая замораживание ряда стран, и попытку наказать Европу за промедление в строительстве обходных магистралей для поставки российского газа в этот регион. Руководитель отдела фундаментального анализа ФК «Открытие» Наталья Мильчакова считает, что главный посыл, озвученный Путиным, состоит в том, чтобы заставить Европу занять более жесткую позицию по отношению к Украине. «Евросоюз должен сам участвовать в этом процессе и содействовать диверсификации поставок – тех же «Северного» и «Южного» потоков, – считает аналитик. – В противном случае Россия может подумать и о перенаправлении потоков – например, в Азиатский регион, о чем уже недавно заявляло российское руководство и чего Европа панически боится».
Часть аналитиков уверены, что удар по Киеву носит также чисто политические задачи. В частности, он может быть ответом Украине за ее поддержку официального Тбилиси в недавнем грузино-югоосетинском конфликте. Москва не раз заявляла, что не забудет роли Киева, однозначно поддержавшего грузинскую сторону в этом конфликте. «Возможно, если бы войны на Кавказе не было, реакция была бы более спокойной, – отметил старший аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Виктор Марков. – И хотя в интервью ARD Путин об этом не говорил, на недавней пресс-конференции для иностранных журналистов он обмолвился о том, что Украина поставляла оружие в Грузию».
Что касается приватизации ГТС, то Украина не пойдет на это ни при каких условиях, уверены эксперты. «Это слишком хорошая кормушка и для нынешних украинских властей, и для разного рода посредников, – полагает Мильчакова. – К тому же в наступившем году в Украине грядут президентские, а возможно, и парламентские выборы, так что в этих условиях такой вариант кажется еще более нереалистичным». Это прекрасно понимают и в Москве. Так что озвучивание этого варианта в интервью Владимира Путина можно расценивать как задачу-максимум и попытку сильнее напугать Киев и, возможно, Евросоюз, чтобы добиться от них максимальных уступок по другим озвученным целям, включая цены на газ для Украины в 2009 году.