Александр Лукашенко ждет от Москвы широких жестов.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Что не позволено Киеву, вполне по силам Минску: как заявил во вторник президент Белоруссии Александр Лукашенко, цена на российский газ для его страны в будущем году будет падающей. Причем падающей настолько, что вполне может сравняться с внутрироссийской. В обмен он обещал Москве перевести часть золотовалютных резервов страны в российские рубли и подписать соглашение о единой системе ПВО. Эксперты отрицают экономическую целесообразность такого обмена, заявляя о политической подоплеке соглашений.
«Цена будет падающая, с 1 января 2009 года по 31 декабря 2009 года она упадет в 2,5–3 раза, и по году цена будет для нас приемлемая, – заявил Лукашенко в интервью местным журналистам в Брестской области. – Белоруссия благодарна российской стороне.
И мы в долгу не останемся, мы отработаем это». По его словам, обсуждаемый на недавних переговорах с российским президентом Дмитрием Медведевым комплекс вопросов в основном лежал в финансово-экономической сфере. В частности, отметил Лукашенко, обсуждалась возможность перехода на российский рубль в расчетах. «У руководства России это нашло понимание, центральными банками подготовлен соответствующий проект документа, и мы его подпишем, если на то будет воля российской стороны», – заявил он. Не пояснив, в какой пропорции рубль будет использован в золотовалютных резервах (ЗВР) страны, Лукашенко отметил, что «российская валюта может стать резервной валютой наряду с долларом, евро и юанем».
Кроме того, практически решен и вопрос о выделении Минску второго транша в 1 млрд. долл., который Москва должна будет осуществить в феврале 2009 года.
Вопрос о том, с какого уровня Белоруссия надеется получить почти трехразовую скидку на газ, до сих пор остается открытым. Напомним, что сейчас Россия поставляет своему союзнику газ по 127,9 долл. за тысячу кубометров, однако руководство «Газпрома» ранее заявляло, что в 2009 году эта цена может вырасти до 220 долл. Накануне московских переговоров первый вице-премьер страны Владимир Семашко говорил о том, что «мы воюем за то, чтобы было 140 долларов». Однако к чему в итоге пришли стороны, до сих пор неизвестно, официально цена поставок и формула ее определения не разглашаются.
В качестве ответного шага глава Белоруссии отметил сближение по военно-политическим вопросам. В частности, по его словам, в Кремле речь шла «об усилении совместной региональной группировки войск, ее перевооружении и модернизации». Кроме того, добавил Лукашенко, «в конце января мы выйдем на подписание соглашения о создании единой системы ПВО». Но главная политическая уступка – признание независимости Абхазии и Южной Осетии, – с которой увязано выделение российского кредита в 100 млрд. руб., перенесена по времени, поскольку белорусский парламент в ходе своей осенней сессии «не успел» определиться по этому важному для России вопросу.
Опрошенные «НГ» эксперты вынуждены лишь строить предположения о том, какую цену готова заплатить Москва хотя бы в газовом вопросе. Если брать цену газа в 140 долл. за тысячу кубометров, о которой говорили белорусские власти, то, учитывая поставки более чем в 22 млрд. кубометров, запланированные на 2009 год, Россия могла бы получить около 3,1 млрд. долл. При снижении этой цены в 2,5 раза, как это озвучил Лукашенко, цена газа для Минска практически сравняется с внутрироссийской, а Москва в результате недосчитается около 1,9 млрд. долл.
«Сейчас внутрироссийские цены на газ составляют 1696 рублей за тысячу кубометров, или около 59 долларов», – пояснил «НГ» аналитик Собинбанка Михаил Занозин. Однако если пересчитать ее снижение с уровня в 140 долл. за тысячу кубометров не в 2,5, а в 3 раза, она окажется даже ниже той, что запланирована в России, причем с учетом повышения газовых тарифов. Впрочем, как считает директор департамента Due Diligence компании «2К Аудит – Деловые консультации» Александр Шток, «Газпром» вряд ли пойдет на такой шаг. «Падение стоимости газа, спрогнозированное Лукашенко, касается, видимо, среднеевропейских цен на газ, – предполагает эксперт. – Белоруссия, судя по всему, рассчитывает, при сохранении тенденции по понижению цен на энергоносители, на уменьшение стоимости поставляемого газа в течение года. Но это не исключает, что цены на газ для Минска к концу 2009 года будут сопоставимы с внутрироссийскими». Тем не менее, по словам аналитика, до тех пор пока стороны не сообщили о конкретных договоренностях как по газу, так и по дальнейшему сотрудничеству, в том числе и по политическим аспектам, говорить о выгодах соглашения для каждой из сторон смысла не имеет. «Стоит лишь отметить тот факт, что переговорный процесс Москвы и Минска был недолгим, а потому конечная цена на газ наверняка будет взаимовыгодной», – заключил Шток.
«Белоруссия для России является стратегическим партнером, а такими вещами не раскидываются, учитывая, что Москва уже растеряла большую часть своих союзников за последние годы, – говорит аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Виктор Марков. – Ради того, чтобы Минск пошел навстречу, можно и не поскупиться, правда, возникает большой вопрос – на сколько именно. Не исключено, что Лукашенко, делая подобные заявления, играет на опережение, пытаясь заранее оперировать какими-то параметрами. Но где появляется политика, экономика отступает на второй план и цена вопроса может быть разной».