Китайские металлурги увеличивают экспорт труб в Россию.
Фото ИТАР-ТАСС
Падение спроса и замедление мировой экономики привело к активизации лоббистских групп, добивающихся закрытия каналов международной торговли. Вчера Китай призвал США отозвать их жалобу во Всемирную торговую организацию и отказаться от протекционизма. Россия уже повысила ввозные пошлины на мясо и подержанные автомобили, а вчера Минпромторг предложил увеличить пошлины на нержавеющие трубы. Экономисты считают, что рост ввозных пошлин не ускорит преодоление кризиса и лишь удовлетворит частные запросы лоббистов.
«В условиях нынешнего финансового кризиса нам необходимо противостоять торговому протекционизму», – заявил вчера представитель МИД КНР Цинь Ган в ответ на жалобу Вашингтона в ВТО.
Администрация президента США обвинила Пекин в использовании субсидий для поддержания своего экспорта, который начал сокращаться из-за глобального экономического кризиса. В США считают, что Китай использует экспортные субсидии для продвижения почти всех своих товаров, что нарушает правила ВТО, ориентированные на организацию свободной торговли по всему миру. Обращение администрации Буша в ВТО поддержали американские промышленные лоббисты.
Напомним, что в начале декабря министр коммерции КНР Чэнь Дэмин заявил о «четырех серьезных озабоченностях» по поводу двусторонней торговли. Эти «озабоченности» касаются свободной торговли текстилем, расширения торговли продукцией новых и высоких технологий, рыночного статуса китайской экономики и совместного противодействия злоупотреблению торговым протекционизмом – в первую очередь антидемпинговыми и противодотационными мерами. В свою очередь, представитель США на переговорах Сьюзан Шваб заявила, что Китай использует экспортные субсидии для продвижения всего: от текстильной продукции и холодильников до пива и орехов, что нарушает правила ВТО.
Россия после начала кризиса также активизировала защиту внутреннего рынка от конкурирующего импорта. В последние недели были приняты решения о повышении ввозных пошлин на свинину и мясо птицы, а также о повышении пошлин на ввоз подержанных иномарок. Вчера Интерфакс сообщил, что российский Минпромторг настаивает на повышении пошлин на ввоз нержавеющих труб из КНР и Бразилии сроком на три года. Такого решения добились Волжский, Синарский, Челябинский и Первоуральский трубные заводы, на долю которых приходилось с 2004 по 2006 год в среднем около 84% всего производства нержавеющих труб в стране. Эти предприятия инициировали антидемпинговое расследование, которое проводилось с декабря 2007 года. Согласно его результатам, с 2004 по 2006 год доля российских предприятий в общем объеме потребления нержавеющих труб в РФ сократилась более чем на 15 процентных пунктов. Но если пошлины на нержавеющие трубы будут повышены, это неизбежно повысит цену на продукцию машиностроения, где и используется эта продукция.
Таким образом, вместо обещанной борьбы за свободу торговли правительства на практике занялись протекционизмом. Как известно, в середине ноября лидеры «финансовой двадцатки» на саммите в Вашингтоне договорились избегать запретительных и ограничительных мер во внешней торговле. «Одна из главных опасностей во время кризиса – стремление к протекционизму», – заявил тогда президент США Джордж Буш.
Некоторые эксперты согласны с ростом пошлин, но большинство опрошенных «НГ» экономистов удивлены всплеском лоббизма в пользу ограничений мер во внешней торговле. «Меры по преодолению экономического кризиса должны быть дифференцированы в зависимости от отрасли, поскольку стимулирование внутреннего спроса может привести не к увеличению внутреннего производства, а к значительному росту импорта», – отмечает ведущий портфельный управляющий Deutshce UFG Capital Management Максим Тишин.
«Усиление протекционизма не поможет преодолеть кризис ни в мировой экономике, ни в России. Новые ограничения во внешней торговле только удовлетворяют частные интересы отраслевых лоббистов, но никак не способствуют выходу из кризиса», – считает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Нынешний промышленный спад, по его словам, вызван вовсе не конкуренцией с импортом, а сокращением спроса и ростом неуверенности инвесторов. «Поэтому новые ограничительные пошлины не устранят причин спада, а лишь удовлетворят частные интересы за счет всех потребителей», – считает аналитик. «Причины спада производства для разных рынков – различны. В автопроме – это неконкурентоспособность по всем параметрам. В металлургии – общее сокращение спроса», – считает управляющий партнер компании «Независимые директора» Андрей Северилов.
Похожее мнение высказывают и другие экономисты. «Введение новых пошлин не генерируют стимулов для выхода из кризиса. Протекционистские меры могут лишь выполнить роль тормоза, который не позволит провалиться предприятиям на еще большую глубину», – отмечает гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян. По его словам, Россия имеет относительное преимущество в войне пошлин, поскольку страны-поставщики, как правило, не в состоянии предпринять ответных протекционистских мер из-за сохраняющегося спроса на основные товары российского экспорта.
«Вряд ли усиление протекционизма станет панацеей от кризиса. Вытащить отрасль в период кризиса только за счет повышения ввозных пошлин будет очень непросто. Однако полный запрет импорта может пойти на пользу производителям товаров первой необходимости, спрос на которые снижаться не будет», – отмечает гендиректор компании «2К Аудит – Деловые консультации» Тамара Касьянова. Что касается запрета на импорт другой продукции, например, автомобилей, то здесь эффект от заградительных пошлин будет минимальным. «Кризис практически заморозил авторынок России – спрос здесь резко упал и вернуть его запрет на импорт не поможет», – уверена Тамара Касьянова. «Основной причиной спада производства как в России, так и во всей мировой экономике является снижение спроса. Это касается любой продукции – отечественной и импортной. Причем в условиях девальвации рубля импорт становится неконкурентным по цене в сравнении с отечественной продукцией, что играет на руку российским производителям», – напоминает замглавы аналитического департамента «Арбат Капитала» Алексей Павлов.