Власти намерены перевести иномарки из простого средства передвижения в разряд роскоши.
Фото Reuters
Премьер Владимир Путин объявил о новых мерах поддержки отечественного автопрома, часть из которых уже вызвала публичные протесты тысяч простых автомобилистов и занимающихся перегоном подержанных иномарок россиян. Государство готово потратить на эти цели более 200 млрд. руб. Наибольшие протесты граждан вызывают планы введения заградительных пошлин на импорт иномарок. Эксперты указывают, что это решение порождает массу проблем от нехватки качественных автомобилей и автобусов до усиления социального неравенства.
«Мы, безусловно, поддерживаем всю коммерцию, которая находится в рамках действующего законодательства, но этими схемами пользуются несколько тысяч человек, а в автопроме работают более 1,5 миллиона», – заявил премьер в пятницу на совещании в Набережных Челнах.
– В сложившейся экономической ситуации правительство должно думать прежде всего об интересах отрасли, обеспечивающей такую высокую занятость». Впрочем, судя по всему, точных данных о том, сколько именно человек занято в отрасли, у правительства до сих пор нет. В частности, в тот же день замглавы Минпромторга Андрей Дементьев, развивая мысль премьера, заявил Интерфаксу, что импортом подержанных автомобилей на Дальнем Востоке занимаются не больше 5–7 тыс. граждан. В то же время, согласно подсчетам Минпромторга, в отечественной автомобильной отрасли работают 580 тыс. человек и так или иначе с ней связаны еще свыше 2 млн. человек. «Итого на одной чаше весов мы имеем 2,5 миллиона, а на другой – 5 тысяч человек, занимающихся бизнесом по перепродаже подержанных автомобилей на Дальнем Востоке», – уточнил Дементьев.
Отметим, что, по данным «Общества защиты автомобилистов Приморья», бизнесом по перегону, продаже, ремонту и предпродажной подготовке подержанных иномарок в этом регионе, где они составляют 90% автопарка, занимаются около 100 тыс. человек, а по всему Дальнему Востоку эта цифра гораздо больше, и речь может идти о сотнях тысяч человек.
По мнению экспертов, правительственные меры не учитывают региональную концентрацию производства. «Для европейской части России все озвученные премьером меры поддержки замечательные. Но в Дальневосточном регионе, куда идут поставки с азиатских рынков, будут сложности, – предупреждает аналитик ИГ «Антанта-Пиоглобал» Игорь Краевский. – Проблема в том, что имеющиеся мощности не смогут обеспечить его потребности. Причем это коснется не только продавцов подержанных легковушек, но и другой спецтехники, о чем почему-то забывают». По его мнению, такие заградительные меры стоило вводить в том случае, если за Уралом также были бы созданы сборочные предприятия.
Так что дальневосточникам остается надеяться на удешевление «Жигулей», которые после отмены железнодорожных тарифов подешевеют на 50 тыс. руб. Кроме того, для повышения спроса гражданам на год вводятся льготы при покупке автомобилей. Для этого предлагается субсидировать процентные ставки по трехлетним автокредитам, взятым в 2009 году. Речь идет обо всех автомобилях, в том числе и иномарках, выпущенных в России. «Это машины массового спроса стоимостью до 350 тысяч рублей, – пояснил Путин. – Размер субсидии составит 2/3 ставки рефинансирования (13%)». На деле это будет выглядеть следующим образом: если вы, например, берете автокредит под 15% годовых, то чуть более 8% компенсирует государство.
Кроме того, автопроизводителям будет оказана прямая поддержка в 83 млрд. руб., обеспечен госзаказ на закупку спецтехники на 12,5 млрд. руб. и еще 40 млрд. будет направлено на покупку отечественной дорожной техники. Муниципальным властям запретят приобретать импортные иномарки, зато для обновления транспортного парка бюджет выделит 20 млрд. руб., а еще 10 млрд. должны будут дать сами регионы. «Все эти средства пойдут только на отечественную технику, – предупредил Путин. – Сегодня, когда наши производители вынуждены сокращать производство, считаю абсолютно недопустимым расходовать деньги на приобретение импортных машин». О федеральных чиновниках премьер не сказал ничего. Следует ли понимать, что данный запрет на них не распространяется, и министры, депутаты, работники министерств и дальше будут щеголять друг перед другом, а также перед остальным населением и муниципальным чиновничеством на иномарках стоимостью в десятки и сотни тысяч долларов, пока не понятно.
Эксперты довольно скептично относятся к действенности таких предложений и полагают, что пересадить чиновников на отечественные машины, как в 1997 году предлагал тогдашний премьер Борис Немцов, не получится. «Представить себе, что чиновники будут ездить на «Жигулях» или «Волгах», – фантастика», – считает гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян. «В конце концов, может быть, пересядут на Ford Focus – что тоже неплохо, – полагает Краевский. – Но насколько потребности муниципалитетов по автобусному парку, изношенность которого в настоящее время составляет 70–80%, покроют отечественные производители, неизвестно. Часть этих заказов могут закрыть Группа ГАЗ и ее Голицынский и Павловский автобусные заводы, Скания-Питер и т.д. Но есть существенный пробел по дальнемагистральным машинам».