Игорю Шувалову придется выбирать, кто достоин выживания.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера на заседании президиума правительства обсуждался очередной пакет антикризисных мер, направленный на поддержку реального сектора экономики. В планах чиновников спасать не всех, а всего несколько сот крупнейших предприятий, которые в совокупности создают более четырех пятых ВВП страны. При таком раскладе на поддержку федеральной власти может рассчитывать в лучшем случае десятая часть занятого в экономике населения России.
Открывая заседание президиума правительства, премьер Владимир Путин акцентировал внимание присутствующих на том, как много уже было сделано для поддержки банковского сектора. Он напомнил, что была проведена докапитализация Россельхозбанка, выданы крупные субординированные кредиты сроком на 10 лет Сбербанку и ВТБ. «Все эти меры позволили нам избежать негативных процессов в финансовой системе, и это было сделано своевременно», – отметил премьер, признав вместе с тем, что до реального сектора экономики деньги доходят медленно. Все попытки правительства протолкнуть денежный тромб, застрявший в недрах банковской системы, чтобы ликвидность дошла в виде кредитов до предприятий, до сих пор видимых результатов не принесли.
В связи с этим премьер предложил новое оригинальное решение поддержки реального сектора экономики – взять под особый контроль доведение финансовых ресурсов до ведущих предприятий страны. Путин сформулировал достаточно жесткие критерии для спасаемых предприятий: годовой оборот – от 15–16 млрд. руб., численность работников – свыше 4 тыс. человек. Таких производств, по оценке премьера, у нас насчитывается всего несколько сотен, однако на них создается более 85% ВВП России. Для отбора претендентов с подачи Путина создана приемная комиссия, в которую наряду с чиновниками Минфина, Минэкономразвития, Минпромторга, Минсельхоза и Минэнерго включены представители банков, получивших ликвидность из федерального бюджета – Сбербанка, ВТБ, Россельхозбанка и Газпромбанка. Курировать эту работу доверено первому вице-премьеру Игорю Шувалову.
Персональный состав предприятий, достойных вхождения в «золотую сотню», рабочая группа должна представить уже в среду. Ну а вчера премьер озвучил меры поддержки, на которые смогут рассчитывать столпы российской экономики. Речь идет о предоставлении кредитов под госгарантии, а в случае необходимости и прямом участии государства в капиталах этих компаний, субсидировании процентной ставки по кредитам, обеспечении госзаказом, реструктуризации кредитной задолженности. В свою очередь, с Центробанком достигнута договоренность увеличить срок по беззалоговым кредитам до одного года, сказал Путин, уточнив, что для этого необходимо в самые короткие сроки внести изменения в закон о Центральном банке.
Региональным властям премьер поручил определиться с перечнем градообразующих предприятий, от налогов которых зависит наполняемость местных бюджетов, чтобы спасать их в масштабах отдельно взятого субъекта Федерации. С этой целью в республиках, краях и областях должны быть созданы рабочие группы, по образу и подобию федеральной, которые займутся отбором претендентов в свои «золотые сотни». По оценке Путина, в таком случае на поддержку властей смогут рассчитывать более 1,5 тыс. предприятий.
Руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер считает, что в предлагаемом алгоритме спасения крупнейших российских предприятий далеко не все безупречно. Сегодня в России численность работающих достигает 73 млн. человек, из них те, кто официально получает зарплату, – 48 млн. человек, напомнил эксперт. Антикризисные меры, утвержденные вчера правительством, коснутся в лучшем случае лишь 5–7 млн. работников.
![]() Премьер Владимир Путин шел на заседание с пакетом новых антикризисных мер. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
При этом следует помнить, что на гарантированную за счет средств федерального бюджета помощь могут рассчитывать максимум 1,5 млн. работников. Что же касается регионов, то их финансовые возможности всегда были ограничены, а в связи с кризисом и вовсе сведены к минимуму, из чего следует, что реальных денег градообразующие предприятия от субъектов Федерации не получат. Между тем, по прогнозам экспертов, в первом полугодии 2009 года без работы останутся до 6 млн. россиян. Поэтому принципиальное значение приобретает способность правительства найти эффективные решения в борьбе с безработицей.
Гонтмахер также напомнил о проблемах, с которыми неизбежно столкнутся ведущие предприятия, чтобы попасть в заветный список. «Процедура отбора должна быть публичной и гласной», – говорит эксперт, подразумевая, что в российских условиях эта цель труднодостижима. Причем принципиально важно, чтобы спасали от кризиса за казенный счет не всех подряд, кто оказался на грани разорения, а действительно конкурентоспособные производства, которые после получения помощи от государства в дальнейшем смогут эффективно работать. Недопустимо выделять бюджетные средства ради того, чтобы просто содержать нежизнеспособные предприятия, считает Гонтмахер. «Это закончится банкротством такого предприятия, а заодно и государства», – подчеркнул он.