Растущие цены заставят граждан с опаской смотреть на показания электросчетчиков.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
Несмотря на заявления властей о возможности оперативного пересмотра тарифов госмонополий, которые резко вырастут с 2009 года, надеяться на их снижение не приходится. Как заявил вчера вице-премьер Александр Жуков, утвержденные тарифы на железнодорожные перевозки останутся неизменными. Судя по всему, власти не готовы отказаться от ускоренного повышения цен, решение о котором было принято еще до кризиса.
Между тем некоторые британские энергокомпании уже объявили о готовности снизить цены в 2009 году на газ на 20–25% и на 15% – на электроэнергию. По мнению экспертов, защита госмонополий – основной приоритет нашего государства, которое пока не готово жертвовать их интересами, так что английский опыт в российских условиях вряд ли пригодится.
«Утвержденный на 2009 год рост тарифов на железнодорожные перевозки останется неизменным, – заявил глава совета директоров ОАО «РЖД» Александр Жуков. – Другое дело, что они могут повышаться поэтапно». По его словам, сейчас рассматриваются разные варианты.
По принятому в августе прогнозу социально-экономического развития на 2009–2011 годы предельный рост цен на газ в 2009 году для промышленности составит 19,6%, для населения – 25%. Рост цен на тепловую энергию запланирован на 22%, а на грузовые железнодорожные перевозки – 17,1–18,7%.
О необходимости пересмотреть уже принятое решение разговоры пошли еще с осени, однако в ноябре первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил о том, что снижать тарифы правительство не намерено. Не согласился с предложением снизить тарифы и премьер Владимир Путин на недавней прямой линии с населением. Правда, возможность некоторых корректировок Путин не исключил. «Соглашусь, что мы можем потребовать от инфраструктурных монополий снижения темпов роста тарифов, имея в виду, что стоимость материалов, которые они должны закупать для своих инвестиционных программ, все-таки тоже падает. Будем стараться минимизировать эти последствия для граждан», – заявил премьер.
После этого появились сообщения о разных подходах, существующих в правительстве по тарифному вопросу. В частности, о необходимости ограничения цен на уровне 5% хотя бы в первом квартале 2009 года заявляли представители Минэкономразвития. Наконец, 10 декабря Игорь Шувалов сообщил о том, что тарифный вопрос еще не закрыт и правительство будет оперативно пересматривать решения по росту тарифов на услуги монополии.
Между тем правительство Великобритании высказывается в пользу снижения тарифов гораздо определеннее. «Я понимаю, что энергетические компании не могут немедленного перейти на новые цены в силу того, что они закупают энергоресурсы заранее, но они должны перейти на новые расценки как можно скорее», – заявил министр энергетики Великобритании Эд Милибэнд. Однако опрошенные «НГ» эксперты полагают, что в России английский опыт вряд ли будет реализован. По их мнению, правительство считает защиту инфраструктурных и энергетических монополий своим основным приоритетом и пока не готово пожертвовать их интересами в пользу потребителей. К тому же повышение тарифов уже заложено в бюджет компаний, и оперативно пересмотреть его будет почти невозможно. В частности, вчера «Мосэнергосбыт», продающий электроэнергию потребителям, заявил об увеличении тарифов с нового года для Московского региона в среднем на 25%. Для экономии средств и в качестве утешения населению предложили устанавливать многотарифные счетчики. Которые, между тем, совсем небесплатны и обойдутся в 2–3 тыс. руб.
В новый год железнодорожники въедут с новыми тарифами. Фото Бориса Бабанова (НГ-фото) |
«Что касается региональных бюджетов, то их можно будет сбалансировать при снижении темпов роста тарифов, – полагает управляющий партнер компании «2К Аудит – Деловые консультации» Иван Андриевский. – Конечно, бюджет придется тщательно переработать, однако решение о более медленном повышении тарифов вписать в него будет возможно. Другое дело – как это отразится на экономическом развитии России в целом. Пересмотр планового повышения тарифов приведет к замедлению экономики страны, следовательно, придется пересматривать экономические прогнозы. А вписать новые тарифы в макроэкономические планы будет довольно непросто».
По мнению руководителя отдела исследований электроэнергетики Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Натальи Пороховой, в мае, когда принималось соответствующее решение, необходимости в столь резком увеличении тарифов не было. «Рост цен на газ обосновывался не столько экономическими причинами, сколько задачами по сдерживанию его внутреннего спроса, а рост цен на электроэнергию мотивировался, в свою очередь, ростом цен на топливо – тот же газ – и необходимостью исполнения инвестиционных программ, – отмечает эксперт. – При этом уже тогда специалистам было понятно, что инвестпрограммы завышены и будут корректироваться. Но в мае это решение прошло незаметно, в том числе в связи со сменой правительства». Однако сегодня, за три недели до нового года, когда тарифы вырастут до утвержденных уровней, о необходимости их немедленной корректировки говорить с той же однозначностью уже нельзя, так как повышение цен уже заложено в бюджеты естественных монополий и др. «Предложение об их снижении до 5% – это очень радикальный вариант при инфляции в 13%, поскольку в этом случае естественные монополии опять должны стать донором экономики, как 1990-е годы, тогда как сегодня у них уже нет такого же избытка мощностей и запаса прочности, – считает Порохова. – На наш взгляд, корректировка допустима до уровней не ниже инфляции и при решении вопроса о государственной поддержки их инвестиционных программ».