Бизнесменам зачастую не решить вопроса без передачи «кому надо» дипломата с деньгами.
Фото ИТАР-ТАСС
Россия является самой коррумпированной страной среди 22 крупнейших и экономически влиятельных государств мира. Это следует из опубликованного вчера неправительственной организацией Transparency International (TI) исследования по итогам опроса в 2008 году руководителей компаний из 26 стран. Независимые эксперты согласны с такими оценками. По их мнению, серьезного снижения уровня коррупции в России в ближайшие 5–10 лет не будет.
Вчера Transparency International (TI) опубликовала свежий «Индекс взяткодателей», составленный по результатам проведенного в этом году опроса 2742 руководителей компаний из 26 стран. В новом индексе Россия показала самый высокий уровень коррупции среди 22 наиболее развитых государств мира. Отметим, что в опубликованном два года назад предыдущем индексе наша страна была на 28-м месте из 30, опередив Китай и Индию. На этот раз бизнесмены решили, что уровень коррупции в России все-таки выше, чем в этих странах. «Наивысшие места (наименьший уровень коррупции. – «НГ») в «Индексе взяткодателей-2008» с индексом 8,8 из 10 возможных баллов заняли Бельгия и Канада, третье место с оценкой в 8,7 балла заняли Нидерланды и Голландия, – говорится в исследовании. – Замыкают список с наименьшими баллами Индия – 6,8, Мексика – 6,6, Китай – 6,5 и Россия – 5,9». Индекс отражает, насколько велика вероятность, что компании из той или иной страны будут давать взятки за рубежом при экспорте своей продукции.
Более половины – 51% – руководителей зарубежных компаний, ведущих бизнес в России, признали, что вынуждены регулярно давать взятки на высоком и среднем уровнях чиновничьей иерархии, а 43% из них для получения контрактов в нашей стране готовы использовать личные и семейные связи.
Из исследования следует, что наиболее емкими в коррупционном плане для всех стран стали такие отрасли, как «государственные контракты и строительство», «недвижимость», «нефть и газ». Именно здесь высока вероятность подкупа чиновников фирмами, работающими в соответствующих секторах. Если в большинстве западных стран наиболее коррумпированными институтами считаются политические партии и парламентарии, то в России депутатов и политиков на ниве взяточничества потеснили работники силовых органов и чиновники лицензирующих органов. По 5-балльной шкале коррумпированности силовики и связанные с лицензированием чиновники набрали 4 балла, что является худшим результатом, в то время как готовность брать взятки представителями политических партий и парламентариями оценена в 3,7 балла. Чуть более коррумпированны сотрудники юстиции – 3,9 балла. Следом идут медработники – 3,7 балла и органы таможни – 3,6 балла. Впрочем, в мировом масштабе российские силовики – не самые большие взяточники. Значительно хуже дела обстоят с их коллегами в Пакистане, Нигерии, Мексике и Гане, где уровень взяточничества в силовых структурах оценен в 4,2–4,7 балла.
По мнению опрошенных «НГ» экспертов, выводы, сделанные западными исследователями, вполне объективно отражают российскую действительность. «В реальном регулировании все зависит от того, кто принимает решение, – отмечает в этой связи гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян. – В наших условиях это за редким исключением силовые, контролирующие и лицензирующие органы. Так что в этом плане исследование достаточно объективно, так же как и утверждение о том, что коррупции наиболее подвержены сферы госконтрактов и строительства. Однако что касается нефти и газа, то здесь можно поспорить, поскольку контракты на поставку диктуются международными ценами, а что касается доступа к месторождениям, то они регулируются законами, которые не так-то просто исправить в угоду тому или иному партнеру».
«Ни для кого не секрет, что по стране коррупционный показатель действительно очень высок, – отмечает гендиректор компании «2К Аудит – Деловые консультации» Тамара Касьянова. – О необходимости борьбы со взяточниками неоднократно заявляло правительство, много лет на них жалуется и бизнес, и обычные граждане, а сама коррупция стала одной из основных проблем, обозначенных президентом Медведевым в обращении к Федеральному собранию. Так что вряд ли данные TI значительно искажены, если искажены вообще».
Эксперты не верят, что в ближайшие 5–10 лет ситуация с коррупцией в России может существенно улучшиться. «Коррупция – это еще и проблема ментальности, поэтому потребуется много времени, чтобы ее изменить, – считает Микаелян. – Чтобы стало лучше, как минимум должно прийти новое поколение, не отягощенное такими пороками».