Основное условие естественного отбора отменить невозможно – выживает сильнейший. Вопрос в другом: что понимать под сильнейшим? С природой просто – там действительно сила есть сила. А вот в человеческом обществе все гораздо сложнее. С незапамятных времен чем только силу не подменяли – хитростью, наглостью, обманом, близостью к власти, особым статусом, территориальной расположенностью и бог знает, чем еще. Взять, к примеру, финансовую систему современной России. Строили мы строили развитую банковскую систему – и «построили». Было много хороших и разных банков в регионах. А деньги нужны были в столице. Под флагом заботы об обманутых вкладчиках региональное банковское пространство было зачищено, как при войсковой операции. Цинизм в том, что сегодня тьма-тьмущая банков и банчиков с «московской пропиской» гордо открывают свои филиалы, офисы и предлагают жителям регионов кредитование. Грабительские условия мало чем отличаются от банального невозврата денег вкладчикам начала 90-х, но государство это уже почему-то не волнует.
Региональные страховые рынки идут сегодня по тому же пути – на заклание крупным страховым компаниям, которые отнюдь не с помощью силы диктуют свои условия всевозможным регулирующим органам власти. Для особо отстаивающих свои права региональных компаний – особые методы «построения». Благо за полтора десятка лет механизм уничтожения любого предприятия в России – нередко с помощью правоохранительных и фискальных органов – отработан почти до автоматического состояния.
Сегодня в России остался, пожалуй, единственный сегмент страхового рынка, где лидирующие позиции занимают именно региональные компании, – это сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой. Поскольку государственная поддержка до последнего времени была ничтожно мала, а свободных денег на страхование у сельхозпроизводителей, мягко говоря, недостаточно, то и «акулы» страхового бизнеса плавали в других морях.
Но, когда государство всерьез заговорило о продовольственной безопасности страны (что подразумевает и реальную поддержку аграриев по страхованию сельхозпроизводства), ситуация изменилась. С учетом готовящихся сегодня правил предоставления субсидий сельхозпроизводителям на страхование урожая (откровенно лоббируемых «акулами» страхового бизнеса) теоретически на этом поле смогут остаться работать всего два-три из 20 региональных страховщиков. Если смогут пережить удивительным образом совпавшее «налоговое нашествие».
┘Сидит руководитель региональной страховой компании, специализирующейся на агростраховании, вечером у телевизора и слушает президента страны, который заявляет: «Правоохранительные органы и чиновники должны перестать «кошмарить» бизнес. Считайте, что сигнал дан┘» А утром на работе его ожидает очередная делегация налоговиков. С уже не поддающейся счету очередной внеплановой проверкой. Это не картинка для красного словца. Это обычный режим работы в последние полгода для действительно сильных региональных страховых компаний. Пока сильных. Например, по ОАО СК «Золотой колос», созданному в Волгограде 16 лет назад вместе с ОАО СК «Царица», работающих сегодня в 18 регионах страны, сегодня УФНС по Волгоградской области насчитало уже более 200 млн. руб. недоплаченных налоговых платежей. Все аргументы специалистов, юристов, экспертов налоговики безоговорочно отклоняют, намериваясь полностью взыскать данную сумму, пусть это даже приведет к гибели компании.
Не вылезают из проверок и другие региональные страховщики. Такому плотному сотрудничеству крупного частного капитала и органов государственной власти можно было бы позавидовать, если бы не одно «но».
Последствия «федерализации» агрострахования масштабны: вместо развития сельскохозяйственного комплекса и обеспечения полноценной продовольственной безопасности страны (тоже, кстати, государственный курс) может получиться реальное сокращение хозяйств даже от нынешнего уровня. Крестьянский год на год, как известно, не приходится. Сельскохозяйственное производство во всем мире признано одной из наиболее рискованных отраслей экономики. Сегодня застраховано-то всего лишь 25% сельскохозяйственных площадей, о комплексном страховании аграрного производства речи нет вообще. Развивать бы и развивать региональные системы страхования. В этом убежден и Владимир Плотников, президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России: «Необходимо отталкиваться от интересов крестьян, а не просто осваивать бюджетные деньги. На рынке страхования нужна поддержка интересов сельхозпроизводителей. А сейчас крупные игроки лоббируют собственные интересы, которые идут вразрез с потребностями агросектора».
Априори безымянные клерки крупных федеральных страховых компаний никогда не найдут общий язык с реальным фермером, да и он не доверится обезличенной «глыбе». И в отдельных государственных органах это понимают. По словам начальника управления контроля финансовых рынков ФАС РФ Юлии Бондаревой, эффективная система страхования возможна только при реальной конкуренции: «Лоббирование своих интересов со стороны крупных страховых компаний продолжается, мы с этим активно боремся и отстаиваем интересы всех страховщиков. Считаем, что на этом сегменте рынка должна быть создана конкурентная среда...»
Но другие государственные органы власти пока прикладывают все усилия, чтобы этой конкурентной среды не было┘ Аппетиты «акул» страхового бизнеса и отдельных чиновников более приоритетны, чем продовольственная безопасность страны.