В ноябре главу Минпромторга Виктора Христенко не радовали ни промышленность, ни торговля.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Активность в сфере услуг в ноябре упала до абсолютного минимума, что подтверждает распространение кризиса по всей экономике. Такие выводы обнародовал вчера банк «ВТБ Европа» по результатам опроса 300 компаний российского сектора услуг. Наибольшее падение зафиксировано в сфере финансовых услуг, туризме, на транспорте и в ресторанном бизнесе, где предприятия готовы сократить около трети персонала. По мнению экспертов, спад этих услуг значительно опередит средние темпы падения экономики. В то же время объем коммунальных услуг и услуги связи скорее всего останутся стабильными.
Российский сектор услуг в ноябре резко сократился, что ясно указывает на широкое распространение финансового кризиса по всей экономике, говорится в сообщении банка «ВТБ Европа» – бывшего Московского народного банка в Лондоне. «Общая деловая активность в российском секторе услуг снизилась в ноябре уже второй месяц подряд, и темпы сокращения были более существенными по сравнению с октябрем. Падение деловой активности опрошенные руководители компаний связывают с заметным снижением объемов новых входящих заказов. Около половины опрошенных компаний указали на снижение новых заказов за последний период. Самое существенное сокращение деловой активности произошло в секторах «финансовое посредничество», «транспорт и хранение» и «отели и рестораны», – отмечают аналитики банка. На снижение новых заказов за последний месяц указали около половины опрошенных компаний.
Активность в российской сфере услуг аналитики банка измеряют с помощью индекса «ИМС-сервис», который фиксирует число положительных и негативных оценок менеджеров по снабжению предприятий сектора услуг. Значение выше 50 пунктов «ИМС-сервис» говорит об активизации деятельности по сравнению с предыдущим месяцем, а ниже 50 пунктов – о замедлении. В опросе участвуют 300 компаний. По данным опроса, значение индекса «ИМС-сервис» в ноябре упало до 37,2 пункта по сравнению с 47,4 пункта в октябре. Это самое низкое значение за весь период исследования, начавшегося в октябре 2001 года. Ранее проведенный этим банком опрос менеджеров по снабжению промышленных предприятий выявил, что темпы обвала в производственном секторе в ноябре оказались выше, чем в кризис 1998 года. Таким образом, главе Минпромторга Виктору Христенко придется искать выход из кризиса не только в промышленности, но и в торговле и других сферах услуг.
«В ноябре резко снизились показатели деловой активности, новых заказов и занятости. Данные опросов указывают также на ожидания дальнейшего спада в секторе услуг по мере распространения кризиса на различные области экономики. В условиях ухудшения делового климата инфляционное давление сократилось, а темпы роста себестоимости снизились до рекордно низкого уровня», – заявила старший корпоративный аналитик банка «ВТБ Европа» Светлана Асланова.
Затраты в секторе услуг в ноябре продолжали в среднем расти, однако темпы инфляционного роста резко замедлились и были самыми низкими за все время проведения исследований, что объясняется падением цен на горючее. Увеличение затрат происходило за счет роста расходов на аренду и заработную плату, считают аналитики банка «ВТБ Европа».
«Компании сообщают, что их клиенты испытывают затруднения с финансированием новых контрактов. Одновременно широкий экономический спад существенно отразился на спросе на услуги», – говорится в отчете банка. Настроения относительно развития деловой активности в российском секторе услуг на ближайшие 12 месяцев были пессимистичными впервые за весь период исследования с октября 2001 года. Причина негативных прогнозов – продолжение ухудшения спроса в ближайший период.
В последнее время работы у официантов заметно убавилось. Фото Константина Ремчукова |
Эксперты считают, что спад по многим видам услуг может быть глубже, чем в среднем в экономике. «Некоторые виды услуг в финансах не только сократятся, а просто не будут предоставляться вообще – по крайней мере в ближайшем будущем. Вряд ли, например, актуально говорить о такой услуге, как организация IPO», – считает главный экономист «Открытия» Данила Левченко. По его словам, в меньшей степени или совсем не пострадают коммунальные услуги и услуги связи.
«Одним из наиболее защищенных секторов в сфере услуг является мобильная связь. Судя по опросам, оплата за мобильную связь – это то, на чем люди будут экономить в последнюю очередь. Также людям будет трудно отказаться и от недорогих услуг, таких как стрижка или маникюр. Здесь скорее всего произойдет бегство от дорогих салонов в более дешевые», – соглашается аналитик Deutsche UFG Capital Management Ксения Дудоладова. По ее словам, в условиях кризиса население более склонно к различным мелким и недорогим радостям, чем к таким вещам, как поход в хороший ресторан или поездка за границу в длинные выходные.
Предприниматели готовы к массовым сокращениям – как персонала, так и объемов услуг. «Совокупное падение спроса составило не менее 30%, а минимальное высвобождение занятых в этой сфере – 15%. Если кризис будет нарастать, то высвобождение сотрудников может дойти до 20–25%», – считает президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько. «Для некоторых предприятий угроза полной потери бизнеса уже стала реальной», – заявил вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Александр Иванов. По его словам, в ближайшее время сокращение персонала в ресторанном бизнесе и общепите может составить около 50%.
В то же время есть сектора, которым кризис пошел на пользу. «Растет спрос на услуги, призванные поддерживать бизнес на плаву, – в частности, на юридические услуги по увольнению сотрудников», – отмечает глава представительства Kerio Technologies в России и СНГ Максим Акимов.