Максим Медведков назвал новую дату вступления страны в ВТО.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
Вступление России в ряды членов Всемирной торговой организации (ВТО) откладывается как минимум еще на один год. Как пояснил в понедельник в эфире радиостанции «Эхо Москвы» глава российской переговорной делегации – директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков, есть надежда, что Россия завершит переговоры в будущем году. До этого официально утверждалось, что есть хорошие шансы завершить переговоры в конце этого – начале 2009 года. При этом чиновник выразил надежду, что России удастся вступить в эту организацию вопреки противодействию одного из ее членов – Грузии. Эксперты не припоминают случаев, когда ВТО шла на подобные исключения. Они считают названные сроки слишком оптимистичными и отмечают, что дата вступления России в ВТО напрямую зависит от готовности Москвы к компромиссам.
«Надеемся, что январский раунд переговоров в Женеве будет решающим для того, чтобы завершить этот процесс в течение 2009 года», – пояснил Медведков. При этом он назвал и основные причины затяжки переговоров о вступлении России в ВТО. Ими оказались не жесткие требования России по отдельным позициям вроде введения запретительных пошлин на экспорт леса, против чего протестуют европейцы, и не противодействие поверженной в войне Грузии, добивающейся, чтобы Москва признавала и соблюдала ее таможенное пространство, включая Абхазию и Южную Осетию. По словам Медведкова, торможение в переговорах о вступлении в ВТО связано со сменой власти в США и стремлением стран – участниц организации завершить переговоры в рамках Дохийского раунда.
Напомним, что спор в рамках этого раунда на протяжении последних лет ведется между развитыми и развивающимися странами относительно уровня сельскохозяйственных субсидий и тарифных мер защиты рынков. И закончить его намечено до конца этого года. Так что, как печально заметил Медведков, «в декабре на нас времени не хватает». Между тем ранее планировалось, что все вопросы будут решены уже до конца этого года, а в 2009 году Россия станет полноправным членом этой организации. Теперь же сроки вновь сдвигаются как минимум на один год.
Впрочем, российская сторона, судя по всему, пока сохраняет оптимизм, который не может подпортить даже позиция Грузии, к претензиям которой по таможенным постам присоединился и такой фактор, как августовская война и последовавшее за ней признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии. «Уже после августовских событий – неделю назад – наши грузинские соседи заявили о том, что намерены сохранить за собой право ставить новые вопросы на этих переговорах, – отметил Медведков. – Пока они не поставлены, поэтому мы не знаем, о чем идет речь». С другой стороны, как заметил Медведков, позицию Грузии можно и обойти, поскольку «в практике ВТО было много случаев, когда страны присоединялись к ВТО и были оппоненты, которые с этим были не согласны». «Поэтому я думаю, что, если мы с Грузией не сможем договориться по торговым вопросам, Грузия может проголосовать условно против┘ – уточнил он. – Но это не изменит общего баланса сил при нашем присоединении».
По мнению экспертов, вопросы о сроках в этом вопросе всегда достаточно условны, и главный российский переговорщик мог выразить лишь надежду на то, что переговорный процесс завершится теперь уже в следующем году. «Что касается сроков, то этот вопрос традиционно задается на протяжении последних лет, и каждый раз я настаиваю на том, что никогда нельзя говорить о том, что это обязательно случится к какой-то конкретной дате, – заявил «НГ» директор информационного бюро по присоединению России к ВТО Алексей Портанский. – Прогноз, о котором говорил Медведков, строится исходя из нынешних обстоятельств. Мы исходим из позитивного сценария развития событий – что удастся договориться с США, Евросоюзом, Грузией и т.д. Но нельзя исключать, что в процесс могут вмешаться обстоятельства, о которых мы сегодня не знаем».
Между тем дело о вступлении России в ВТО упирается не только в конфронтацию с Грузией, отмечают аналитики, поскольку не очень понятен еще один соседский вопрос – с Украиной. «Она не так давно тоже стала членом ВТО и в связи с новым обострением газовых отношений с Россией может снова использовать этот козырь и оттягивать ее вступление, – считает гендиректор компании «2К Аудит – Деловые консультации» Тамара Касьянова. – К тому же многие проблемы между Россией и странами – членами ВТО, такие как объем поддержки госпредприятий, пошлины на лес, объем субсидирования сельского хозяйства, тарифные меры защиты рынков и т.д., остаются нерешенными». При этом Москва не очень хочет жертвовать своими интересами и на деле не проявляет особого стремления идти на компромиссы. «Например, на прошлой неделе правительство внесло в Госдуму пакет соглашений о единых условиях в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС, условиях применения тарифных квот, а также о тарифных преференциях, – напомнила Касьянова. – Будь Россия членом ВТО, правительство не могло бы одобрить документ в его нынешнем виде, а в случае вступления страны в организацию его придется пересматривать».
Надежд на то, что Россия вступит в ВТО к 2010 году, не очень много. И позиция Грузии в этом далеко не определяющая, хотя надежды России на возможность ее игнорировать могут оказаться напрасными. Как отметил Алексей Портанский, «что касается нарушения принципа консенсуса при принятии новых стран в ВТО, то таких примеров я лично не припомню».