Падающий спрос привел к затовариванию складов.
Фото ИТАР-ТАСС
Кризис все глубже проникает в реальный сектор отечественной экономики. Об этом свидетельствуют опубликованные вчера Институтом экономики переходного периода (ИЭПП) результаты ноябрьского опроса российских промышленников. Две трети предприятий заявили о том, что у них в ноябре произошло падение продаж. Между тем еще в августе спад продаж отмечали лишь на 15% предприятий. Эксперты считают, что ситуация будет усугубляться и дальше.
Около 71% опрошенных институтом руководителей промпредприятий считают текущий спрос на их продукцию ниже нормы. И только 26% предприятий заявили, что они удовлетворены текущим объемом продаж. В августе прошлого года оценки спроса и объемов сбыта были диаметрально противоположными: спрос был нормальным для 72% руководителей, а ниже нормы – только для 23% предприятий. «В худшие периоды 90-х годов доля ответов «ниже нормы» превышала 90%», – напоминает завлабораторией конъюнктурных опросов ИЭПП Сергей Цухло.
Сегодня об удовлетворенности продажами чаще всего говорят руководители предприятий пищевой промышленности, легпрома и машиностроения. Однако доля довольных продажами в ноябре снизилась в несколько раз по сравнению с максимальными значениями, которые отмечались в прошлые годы. Так, доля удовлетворенных продажами в легкой промышленности сегодня не превышает 30%, тогда как максимальное зафиксированное ИЭПП значение составляет 74%. В машиностроении максимум положительных ответов об объемах продаж достигал 70%, а сегодня он опустился до 28%. В других отраслях этот показатель, как правило, еще ниже.
ИЭПП проводит ежемесячные конъюнктурные опросы руководителей промпредприятий по европейской методике с 1992 года. В институте уверены, что их опросы отличаются от официальной отчетности оперативностью и более высокой достоверностью, поскольку дают представление о том, как оценивают положение и перспективы своих предприятий сами руководители, а не бухгалтерия или Росстат. Эксперты регулярно опрашивают около 1100 промышленных предприятий из всех отраслей промышленности и регионов России.
О снижении выпуска продукции в ноябре сообщил 61% предприятий, хотя еще в августе таких ответов было только 17%. Хуже результаты были только в 1994 году. Одновременно растет и доля невостребованной продукции. В ноябре доля сообщений о больших складских запасах продукции, которые оказались выше нормы, выросла с 23 до 35%. Пропорционально сократилась за последний месяц и доля сообщений о нормальных складских запасах – с 61 до 47%. Баланс сообщений «выше» и «ниже нормы» ухудшился за месяц на восемь пунктов и достиг 19 процентных пунктов, что соответствует максимуму последних пяти лет. Ухудшение оценок запасов зарегистрировано во всех отраслях: особенно значительные изменения произошли в лесопромышленном комплексе, машиностроении и пищевой отрасли.
«Массированные вливания денег в российскую экономику не доходят до большинства промышленных предприятий. Это заставляет производителей прогнозировать резкое свертывание спроса и планировать такое же резкое сокращение выпуска», – отмечают эксперты ИЭПП. По их оценке, госкредиты так и не стали спасительной соломинкой для промышленных предприятий. Более того – в ноябре доступность заемных средств резко сократилась. В сентябре о нормальном доступе к кредиту говорили около 64% предприятий, а доступность «ниже нормы» – отмечали 22% опрошенных. Но уже в ноябре о нормальном доступе к кредитам говорят только 22% предприятий, а доступ «ниже нормы» отмечают уже 63% опрошенных руководителей.
Сжатие спроса заставляет предприятия снижать цены на свою продукцию. С октября оптовые цены в промышленности, по данным Росстата, снизились на 6,6%, что стало рекордом за всю историю наблюдений. Темп изменения фактических цен производителей сейчас близок к историческому минимуму за период 1993–2008 годов. По данным ИЭПП, более интенсивно цены снижались только накануне дефолта – в июле 1998 года. Абсолютное снижение цен зарегистрировано во всех отраслях, кроме машиностроительной и легкой, где они сохранили минимальный рост. Лидером по снижению цен осталась металлургия, на втором месте – химия и нефтехимия, резко изменившая ценовую политику в истекающем месяце.
Ценовые планы предприятий тоже подверглись принципиальной корректировке. Еще в октябре промышленники планировали рост цен, но в ноябре уже стали преобладать намерения снизить отпускные цены. Причем ноябрьский результат 2008 года оказался историческим минимумом как по исходным, так и по очищенным от сезонности данным.
Абсолютное снижение продаж прогнозируется во всех отраслях, кроме, может быть, пищевой, где пока ожидается их минимальный рост. Особенно пессимистичны прогнозы в машиностроении и легкой промышленности. Негативные прогнозы производственных планов предприятий резко выросли в ноябре и почти достигли исторического минимума. Более пессимистичные планы выпуска имели место в промышленности только в 1994 году. «В ближайшие месяцы избежать сокращения выпуска сможет только пищевая промышленность, в других отраслях ожидается сокращение, особенно интенсивное – в машиностроении, химии и нефтехимии», – уверены в ИЭПП.
Российские экономисты считают, что спад в отечественной промышленности уже практически неизбежен. «По нашим прогнозам, сокращение промпроизводства может достичь в 2009 году 5%, а сокращение ВВП – 4%», – заявил «НГ» директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.