Кудрин не боится нестыковок бюджета с реальностью.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
Вчера Минфин и Центробанк поразили экономистов и деловые круги сразу двумя парадоксальными в условиях кризиса поступками, вступающими в противоречие с мерами, к которым прибегают другие страны. ЦБ поднял ставку рефинансирования с 11 до 12% годовых, что противоречит интересам развития экономики. Кроме того, вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин настоял на утверждении Советом Федерации очевидно невыполнимого в 2009 году госбюджета, который рассчитан исходя из почти вдвое завышенных цен на нефть.
С 12 ноября ЦБ повысил ставку рефинансирования на один процентный пункт – с 11 до 12% годовых. Решение о повышении ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям, проводимым Банком России, его совет директоров принял «в рамках мер, направленных на снижение уровня оттока капитала из России и сдерживание инфляционных тенденций». Очевидным следствием увеличения ставки станет рост цены кредита и дополнительное снижение экономической активности, которое вряд ли является целью денежных властей. Не случайно центробанки стран других – в отличие от российского ЦБ – свои базовые ставки не повышают, а снижают. С начала октября снизили базовые ставки более десятка центробанков по всему миру. Среди тех, кто идет не в ногу с ведомством Сергея Игнатьева, оказались центробанки США, Евросоюза, Китая, Японии, Южной Кореи, Гонконга и других стран.
Еще одним необычным антикризисным шагом стало выступление Алексея Кудрина в Совете Федерации с докладом «О бюджетной стратегии на период до 2023 года». Представить пятнадцатилетние бюджетные ориентиры Минфину не помешала явная неспособность предсказать ключевые экономические параметры даже на год вперед.
Как известно, бюджет-2009 рассчитан исходя из среднегодовой цены российской нефти Urals 95 долл. за баррель, тогда как в действительности она может не превысить и 50 долл. Удивительно, но и сам Кудрин вчера признал: его ведомство считает, что средняя цена барреля нефти в 2009 году составит 50 долл. Не многим дороже, по расчетам Минфина, нефть будет стоить и в последующие годы. На 2010 год ее средняя цена составит 55 долл., а в 2011 году – 60 долл. за баррель. Почти двукратные расхождения нынешних прогнозов независимых экспертов и самого Минфина с весенними бюджетными проектировками, по мнению Кудрина, не мешают утверждению бюджета в ранее составленном виде. «50 долларов за баррель – это существенно ниже заложенного в бюджете. Но, повторяю, это никак не повлияет на исполнение обязательств бюджета, бюджет будет исполняться. Это означает, что в следующем году мы можем не иметь наполнения Резервного фонда и Фонда национального благосостояния», – сказал министр финансов.
Необычный набор российских антикризисных мер отмечают и независимые эксперты, которые сравнили их с аналогичными планами десятков других государств. Вчера на заседании экономического клуба компании ФБК экономисты отметили, что приоритетом антикризисных планов являются меры по увеличению доверия между правительствами, банками и заемщиками. «Национальные антикризисные программы первостепенное внимание уделяют повышению уровня доверия. Большая часть средств антикризисной финансовой поддержки представляют собой государственные гарантии, которые составляют около 52% стоимости совокупных антикризисных пакетов по ведущим экономикам мира. Так, госгарантии составляют в США около половины средств, которые будут выделены в той или иной форме на поддержку экономики. В Германии этот показатель около 60%, в Великобритании – 39%, в Испании – 67%, в Японии – 53%. В России же госгарантии как антикризисная мера пока вообще не используются, и основной упор сделан на повышение капитализации финансового сектора (84%) и покупку активов (5%). Между тем в Великобритании, Германии и Японии эти меры, по оценкам ФБК, не превышают в сумме 20% национальных антикризисных программ. И лишь в США повышение капитализации и покупка активов в сумме достигают 39% «цены» антикризисного плана. «Между Россией и развитыми странами есть важное отличие в понимании важнейшей особенности кризиса: в России он не оценивается как кризис доверия», – отмечает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.
Сергей Игнатьев одной рукой вливает ликвидность в банки, а другой делает заемные деньги дороже. Фото Артема Житенева (НГ-фото) |
Еще одно ключевое отличие российских антикризисных мер – невнимание к поддержке рядовых граждан и возложение ответственности за экономические ошибки на всех налогоплательщиков. «Ключевой принцип антикризисных программ в США и других странах – налогоплательщики не должны платить за ошибки Уолл-стрит», – отмечает Николаев. В соответствии с этим принципом будут ограничены вознаграждения и выплаты отступных руководителям проблемных предприятий. Более того, некоторым менеджерам в США и других странах придется вернуть ранее полученные бонусы. «В российском антикризисном плане ничего не сказано об ответственности менеджеров, что создает почву для безответственности и будущих финансовых и экономических ошибок», – считают экономисты ФБК.
Отсутствие антикризисных мер поддержки физических лиц также выделяет Россию на фоне других стран. В Германии, например, на социальную поддержку, стимулирование потребительской активности и налоговые послабления для работающих будет потрачено, по оценкам ФБК, около 137 млрд. евро, что значительно превышает расходы государства на рекапитализацию банков (80 млрд. евро), поддержку страховщиков (20 млрд. евро) или обеспечение устойчивости рынка недвижимости (50 млрд. евро).
Впрочем, экономисты считают, что в России, вероятно, еще потребуются и меры прямой социальной поддержки безработным или малообеспеченным гражданам. «Пока мы не понимаем масштаба кризисных явлений, и, вероятно, через полгода государство вынужденно придет к мерам прямой поддержки населения. Никакая власть не хочет голодных маршей пустых кастрюль», – заявил вчера замгендиректора Агентства по страхованию вкладов населения Андрей Мельников.
По мнению сопредседателя «Клуба-2015» Николая Коварского, наиболее тяжелые последствия кризиса еще впереди, и поэтому государству сегодня лучше не растрачивать средства на неэффективные меры, которые не приводят к расшивке экономических проблем. «Пока мир ищет новые цены для ключевых товаров, восстановление экономической активности невозможно. Никто не знает, сколько завтра будет стоить нефть – 50 долларов или 5. То же можно сказать про цены металлов, удобрений и других базовых товаров. Господдержка в этих условиях не может решить ключевых проблем», – уверен Коварский.