Антикризисные меры по защите предприятий могут подорвать их конкурентоспособность, а заодно послужить сигналом к новому взлету цен внутри страны. Утвержденный в конце прошлой недели антикризисный план предусматривает введение ценовых и других преференций российским исполнителям госзаказа, а также поставщикам естественных монополий и госкорпораций. На практике это может означать, что при проведении конкурсов или госзакупок российские товары, многие из которых изначально уступают по качеству зарубежным аналогам, могут быть объявлены победителями даже в тех случаях, когда они дороже импорта на 25%.
В качестве мер поддержки внутреннего спроса правительство планирует установить до конца 2010 года так называемые ценовые преференции – от 5 до 25% – для поставщиков российских товаров при размещении государственного заказа. Такие преференции будут введены в ноябре приказом Минэкономразвития по согласованию с Минпромторгом и Минфином. Кроме того, Минэкономразвития и ФАС должны изменить регламент процедур закупок товаров и услуг субъектами естественных монополий и госкорпорациями так, чтобы обеспечить «преференции для поставщиков российских товаров». В этом случае, судя по тексту антикризисного плана, речь идет не только о ценовых, но и других преференциях.
По мнению экспертов, такие преференции могут не только ограничить спад производства, но и подорвать конкурентоспособность отечественных производителей.
«Не уверен, что такая политика правильна в настоящее время. Фактически она консервирует ситуацию, когда предприятию выгодно лоббировать льготы, а не работать над своей конкурентоспособностью», – считает главный экономист «Открытия» Данила Левченко. По его словам, эта мера нерыночная и «вступлению в ВТО способствовать не будет». Но такую же оценку можно дать и некоторым другим мерам из правительственного пакета – таким, как снижение квот на импорт или субсидирование процентных ставок, отмечает экономист.
«Ценовые преференции могут иметь побочный эффект в виде дальнейшей трансляции более высоких цен, что будет способствовать усилению инфляции издержек», – считает начальник отдела акций компании «Капиталъ» Константин Гуляев. По его мнению, преференции могут снизить конкуренцию в некоторых секторах экономики, что создаст риск снижения качества. «Однако ряд товаров для нужд естественных монополий в России не производится – например, в энергетическом машиностроении. А то, что производится, и сейчас выигрывает по показателю ценовой конкуренции. Поэтому сильно баланс производителей поменяться не должен», – надеется Гуляев.
«Государство пытается стимулировать падающий спрос через госзаказ. Это должно смягчить снижение темпов роста отечественного промпроизводства в условиях кризиса. Поэтому вполне логично, что вводятся ценовые преференции именно для российского производителя, ведь в противном случае результатом роста объема госзаказа станет просто соразмерный рост импорта», – считает замглавы департамента «Арбат Капитала» Алексей Павлов. По его мнению, необходимо также увеличить для отечественных поставщиков объем авансирования контрактов. «В противном случае российским компаниям в условиях кризиса может просто не хватить средств для выполнения заказов. Это автоматически ставит их в заведомо худшее положение по сравнению с западными конкурентами, у которых дела с ликвидностью существенно лучше», – полагает Павлов.
Преференции в пользу российских производителей отсекут от выгодных контрактов иностранные компании. В целом решение защитить отечественных производителей – абсолютно разумное. Но вопрос в том, как оно будет реализовываться и насколько будет страдать от ставших классическими «откатных схем», считает руководитель инвестиционной практики юридической фирмы «Яковлев и партнеры» Илья Александров.
«Инфраструктурные монополии – одни из немногих российских компаний, которые на сегодняшний момент не отказываются от своих инвестиционных программ, хотя и заявляют об их снижении. Управление спросом естественных монополий и ориентация их закупок на отечественного производителя будет стимулировать производство в смежных отраслях машиностроения, металлургии, строительном комплексе», – напоминает гендиректор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян. По его словам, подобные предложения как одна из мер поддержки отдельных отраслей промышленности рассматривалась еще в докризисный период.
Однако на практике механизм преференций реализовать будет непросто. «Наиболее действенной эта мера оказалась бы для закупок электроэнергетическими компаниями, но после окончания реформы РАО «ЕЭС» эти генкомпании – уже не субъекты естественной монополии. Или обратный пример: в реестр субъектов естественных монополий сегодня включены тысячи организаций, из которых подавляющее большинство не является естественной монополией. Например, на территории завода находится подстанция, через которую питаются соседние дома, соответственно завод включается в реестр субъектов естественных монополий как организация, занимающаяся передачей электроэнергии», – отмечает Саакян.