То, насколько уверенно чувствует себя та или иная страна перед лицом мирового финансового кризиса, хорошо видно по тональности высказываний ее руководства. Вот что, к примеру, говорит американским гражданам Барак Обама: «Нам не удастся легко и быстро выкопать самих себя из ямы, в которой мы находимся┘ Ваша работа, ваши сбережения, ваша экономическая безопасность и ваш дом – все это оказалось под угрозой».
А вот цитата из президентского Послания Дмитрия Медведева: «В сложившихся условиях как никогда надо действовать на опережение. Создавать основы национальной конкурентоспособности там, где мы можем получить будущие выгоды и преимущества. Быстро осваивать высвобождаемые в мировой экономике ниши, создавать новые эффективные предприятия, внедрять самые передовые технологии».
Получается, что Москва в отличие от Вашингтона не просто оказалась в состоянии «пережить» кризис (не зря мы накапливали золотовалютные и бюджетные резервы, не зря перешли на среднесрочное бюджетное планирование), но и рассчитывает извлечь из него определенную выгоду, укрепив свой глобальный статус. Ведь хорошо известно, что в условиях кризиса всегда выигрывает тот, кто просчитывает свои ходы не на один, а на несколько шагов вперед. Тот, кто старается в первую очередь не минимизировать текущий ущерб, а максимизировать будущую прибыль.
Не тушуясь перед стратегическими альтернативами, руководство страны одновременно предпринимает достаточно четкие и адекватные тактические шаги. Вопреки всем мнениям о «медленно запрягающих русских» в считаные дни им разработан, утвержден и запущен так называемый антикризисный план Путина, предусматривающий системные меры по оздоровлению финансовой системы и – что, с моей точки зрения, очень важно – поддержке реального сектора.
Достаточно сказать, что ряд российских компаний уже получает через государственный ВЭБ небывало крупные кредиты. Причем логика отбора этих компаний совершенно понятна. Особенно если вспомнить так называемые четыре «И» Дмитрия Медведева: «институты, инвестиции, инфраструктура, инновации». Господдержку получают компании, которые важны с этих позиций.
Так, «АвтоВАЗ» – главный двигатель российского автопрома, для России действительно «институциональная компания». То же касается ряда ведущих («бюджетообразующих») нефтяников. РАО «РЖД» – компания, без которой просто немыслимо говорить о модернизации российской инфраструктуры.
Альфа-банку, крупнейшей частной инвестиционно-банковской структуре страны, государство предоставило 2 млрд. долл., чтобы помочь сохранить крупный пакет акций «Вымпелкома» – инновационного оператора связи, первого российского поставщика интегрированных IT-услуг. А крупнейший мировой производитель алюминия и глинозема РУСАЛ первым получил беспрецедентный кредит в размере 4,5 млрд. долл., чтобы расплатиться с международными финансовыми институтами за 25% акций «Норильского никеля». Тем самым ликвидирована угроза перехода пакетов «Вымпелкома» и «Норникеля» в руки иностранных банков, где они находились под залогом.
При этом в сложившейся ситуации государство видит себя отнюдь не «пассивным спонсором», а активным участником процессов, которые помогут российским компаниям упрочить свои позиции на мировых рынках, а государству усилить свое геополитическое влияние.
На самом деле Кремль давно говорит о необходимости усиления влияния России на международных рынках за счет создания национальных чемпионов в стратегически важных отраслях. В нефти, газе и машиностроении они уже фактически есть. А вот российский металлургический сектор по-прежнему является самым не консолидированным в мире. Кризис – правильное время для консолидации, не только используя возможности в России, но и за счет приобретения активов за рубежом, цена которых сейчас как никогда привлекательна, а у Российского государства есть необходимые финансовые ресурсы. Поэтому идея РУСАЛа о создании одного из мощнейших мировых игроков в горно-металлургической отрасли не могла не встретить поддержки у государства.
Прогнозируя последствия кризиса для России, эксперты в первую очередь говорят о будущей вынужденной консолидации бизнеса. Но кто сказал, что это плохо? В той же металлургии этот вопрос назрел давно. У страны, претендующей на какие-либо позиции на мировом горно-металлургическом рынке, есть два пути: либо создание собственных «национальных чемпионов» (как бразильская CVRD и австралийская BHP Billiton), либо поглощение активов иностранными национальными чемпионами (как произошло с канадской Alcan).
Таким образом, понятно, зачем государство, выделив кредит РУСАЛу для спасения акций «Норильского никеля», намерено не только войти в совет директоров «Норникеля», чей пакет находится в залоге у ВЭБа и стоимость которого государству небезразлична, как и судьба самого актива, но и через двух своих представителей в правлении ГМК планирует активно участвовать в улучшении ситуации с управлением компании, которая уже долгое время находится в затяжном корпоративном конфликте и демонстрирует плачевные финансовые и производственные результаты.
Нет ничего удивительного, что таким образом государство решило вмешаться в затянувшийся конфликт акционеров «Норильского никеля» и тем самым ускорить процесс создания горно-металлургического гиганта, предварительно наведя порядок в самой компании. Так можно будет не опасаться за повторение ситуаций вроде той, что случилась с «Норникелем» в прошлом году с запасами российского кобальта, которые ушли под контроль американской ОМ Group, или истории с выводом денежных средств компании и ее дочерних структур через схемы доверительного управления.
Государство должно помочь российским компаниям использовать кризис для консолидации временно подешевевших акций: существенная доля акций «Норникеля» гуляет по рукам обезумевших от паники западных инвестфондов, делая в нынешних условиях эту компанию уязвимой. Сегодня как никогда важно и нужно содействие государства в создании крупных конкурентоспособных гигантов, которым, несмотря на кризис (а как раз благодаря ему), по силам будет обойти на повороте глобальных лидеров отрасли.