Среди мировых производителей фосфоросодержащих удобрений Россия по итогам 2007 года занимает третье место после США и Марокко. А на рынке всех минеральных удобрений Россия – одна из пяти стран, сосредоточивших 70% всего мирового производства. Развитие рынка носит поступательный характер, что связано с истощением посевных площадей, их сокращением при росте численности населения Земли. Это требует повышенной отдачи сельхозугодий и влечет спрос на удобрения всех типов.
Россия здесь не исключение. «В ближайшие годы агропромышленный комплекс России станет по-настоящему прибыльным», – заявил недавно первый заместитель председателя правительства РФ Виктор Зубков. В подтверждение этого курса в октябре было подписано соглашение между Российской ассоциацией производителей удобрений и Росагропромсоюзом. Документ зафиксировал объемы закупок аграрными предприятиями минеральных удобрений на период до 2012 года. В документе определены и принципы ценообразования на минудобрения. Подписание столь нужного для аграриев соглашения явилось результатом недовольства властей ценами на удобрения на внутреннем рынке. Преследуя цель укрепить всю цепочку АПК (удобрение – крестьянин – высокий урожай – потребитель), в правительстве намереваются долгосрочными соглашениями о прямых поставках по фиксированным ценам отрегулировать и заключительное звено «производитель сельхозпродукции – распространитель». Безусловно, планы регулирования рынка имеют государственное значение. Но правильно ли выбрана точка отсчета?
Сегодня производители минеральных удобрений поставлены в условия, когда цену на их продукцию определяет подписанное с Росагропромсоюзом соглашение, а цены на сырье для производства этого же удобрения формируются даже не рынком – их диктует монополист. Первой жертвой такой политики стал крупнейший подмосковный завод «Воскресенские минеральные удобрения». С 1 ноября предприятие было вынуждено полностью прекратить потребление апатитового концентрата из-за необоснованно высокой цены. В январе 2008 года тонна апатитового концентрата для производителей минудобрений стоила 2359 руб., а в сентябре–октябре она поднялась для большинства производителей уже в среднем до 10 000 руб. (сентябрь – 10 121, октябрь – 9641). Как объяснить такое подорожание, когда поставки апатитового концентрата ряду других контрагентов шли по совсем иным ценам? Так, завод минеральных удобрений Кирово-Чепецкого химкомбината в 2008 году покупал апатитовый концентрат по цене 2232 руб. за тонну, «Акрон» – по цене 1600 руб. за тонну до февраля этого года и по цене 2232 руб. за тонну начиная с февраля 2008 года. При этом еще в 2007 году ФАС официальным письмом установила, что предельная цена поставки концентрата по базовым договорам для традиционных потребителей на 2008 год должна составлять 2232 руб. за тонну без налогов и доставки. Именно эта стоимость за тонну радовала предприятия, входящие с «Апатитом» в холдинг «ФосАгро».
Данные по экспорту апатита еще больше усугубляют картину бесконтрольного разбазаривания такого дефицитного товара, как апатитовый концентрат, в ущерб интересам отечественного АПК. Таможней зафиксированы цены в два-три раза ниже, чем для отечественных производителей минудобрений: в первом полугодии 2008 года отгрузки на экспорт производились по цене около 4800 руб. за тонну, а отдельные отгрузки и того ниже – по 1700 руб. за тонну. Согласно отчетности «Апатита», за первое полугодие 2008 года себестоимость производства апатитового концентрата составила 6,077 млрд. руб. А годовой выпуск апатита на комбинате – около 8,35 млн. т. Таким образом, себестоимость тонны концентрата для «Апатита» не превышает 1500 руб. Каким же образом формировались цены на это сырье для наших производителей?
О конфликте с ОАО «Апатит», которое фактически привело к полной остановке производства фосфорных удобрений в стране, стало известно в руководстве страны. И, возможно, правительство предложит сформировать «формулу цены» в отношениях между поставщиком сырья и производителем минеральных удобрений. Для разработки предложений, по решению заместителя председателя правительства РФ Игоря Сечина, из представителей ФАС, ФТС, Минпромторга, компаний – производителей удобрений и сырья была создана рабочая группа.
Однако и сейчас производители удобрений обязаны продолжать исполнять свои обязательства по договору с Росагропромсоюзом, в то время как поставщики, точнее один поставщик – монополист ОАО «Апатит», и не собираются пересматривать свои цены. Аналитики отрасли уже высказались по поводу возможных решений. По их мнению, для стабилизации цен на минеральные удобрения необходимо обязать поставщика монопольного сырья заключать с традиционными потребителями долгосрочные контракты прямых поставок по приемлемым ценам, подобные тем, какими правительство уже регулирует отношения между производителями минудобрений и аграриями. Такое комплексное регулирование, по прогнозам аналитиков, незамедлительно приведет к стабилизации цен на минеральные удобрения внутри страны и будет способствовать реализации приоритетного национального проекта по развитию АПК.