Игорь Сечин готов снова ходатайствовать за бедных нефтяников.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В условиях кризиса и продолжающегося падения мировых цен на нефть отечественные нефтяные компании просят о дальнейшей поддержке со стороны государства. Снижение экспортных пошлин на нефть, проведенное в начале октября и позволившее получить компаниям до 5,5 млрд. долл., по их мнению, явно недостаточно.
«Предложения о снижении экспортной пошлины изучаются, будем смотреть на результаты работы», – заявил вчера курирующий ТЭК вице-премьер Игорь Сечин. По его словам, решение о снижении пошлины пока не принято. Резко против него выступает Минфин, считающий, что такое решение создаст угрозы для бюджета.
Эксперты уверены, что нефтяное лобби в конечном итоге продавит для себя новые механизмы поддержки – вопрос лишь в объемах и видах помощи, которую им направит государство.
«Мы пошли на беспрецедентный шаг, снизив в сентябре пошлины, но пока этот вопрос не решен. Он очень чувствительный для рынка», – заявил вчера Игорь Сечин. Конкретных предложений о новом снижении пошлин Сечин не назвал. В Минфине о возможных изменениях также пока ничего не известно. Как пояснил «НГ» руководитель отдела таможенных платежей Минфина Александр Сакович, все последние заявления – это всего лишь декларации, в его ведомстве такие вопросы пока не прорабатывались. «С декабря пошлина и так будет снижена, учитывая мировую конъюнктуру, и основания для ее дополнительного снижения пока нет», – пояснил Сакович. Чиновник отметил, что сверхнормативное снижение пошлин в октябре по результатам мониторинга мировых цен за 17 дней было исключением и пока Минфин не собирается отказываться от старой формулы, когда экспортные нефтяные пошлины пересматривались по итогам мониторинга за два месяца. «Тогда делились избыточностью, учитывая, что средняя цена составляла около 97 долларов за баррель, – отмечает чиновник. – Но сегодня такой возможности уже нет – бюджет тоже надо исполнять. Мы считаем, что к ноябрю цена нефти вряд ли скатится ниже 60 долларов за баррель, так что новая пошлина будет вполне соответствовать ситуации».
Напомним, что с 1 октября в России пошлина на экспорт нефти снизилась с рекордных 485,8 долл. до 372,2 долл. за тонну, снижены были и пошлины на нефтепродукты. Это решение позволило нефтяникам сэкономить на платежах в бюджет около 5,5 млрд. долл.
Опрошенные «НГ» эксперты уверены, что правительство будет вынуждено уступить давлению нефтяников. «Для поддержки нефтяной отрасли в период кризиса власти, очевидно, готовы отказаться от «ножниц Кудрина», и срок мониторинга нефтяных цен будет сокращен. Таким образом, мировые цены на нефть и российские экспортные пошлины будут более сбалансированы, – полагает глава департамента инвестиционного проектирования компании «2К Аудит – Деловые консультации» Светлана Савченко. – В сегодняшних условиях, когда нефтяные котировки стремительно падают, новая формула экспортных пошлин поддержит нефтяников, поскольку платить ее, исходя из цен сегодняшнего месяца, выгоднее, чем по средней цене двух последних месяцев. Если ставки экспортных пошлин на нефть и в дальнейшем будут рассчитываться по новой формуле, бюджет потерь не понесет».
Как поясняет аналитик ФК «Уралсиб» Михаил Занозин, вопрос о поддержке нефтяной отрасли, в том числе и снижения пошлин как таковых, поднимался уже давно, и правительство рано или поздно будет просто вынуждено пойти на этот шаг. «Сами нефтяники заявляют о том, что это решение необходимо принять еще до начала 2009 года, то есть времени остается немного, – говорит эксперт. – Вопрос лишь в том, в какой форме будет оказана поддержка нефтяной отрасли со стороны государства. Это может быть как снижение пошлин и облегчение налоговой нагрузки, так и прямые финансовые вливания со стороны государства».
По расчетам аналитика, государство может пойти на снижение цены отсечения при уплате экспортных пошлин. «Сейчас действует схема, по которой при цене с 15 до 20 долларов за баррель с экспортеров взимается 35 центов с доллара, при цене от 20 до 25 долларов за баррель – 45 центов, а при цене от 25 долларов за баррель и выше – 65 центов с доллара, – говорит Занозин. – Государство может пойти на увеличение ставки отсечения и не отбирать у экспортеров выручку уже с 25 долларов за баррель». В этом случае, по его словам, при мировой цене в 60 долл. за баррель нефтяники смогут получать дополнительно до 1,8 млрд. долл. в месяц. На такую же сумму уменьшатся и доходы бюджета, так что властям придется самим считать, насколько это приемлемо для доходной части бюджета страны.
При этом у нефтяников есть довольные мощные рычаги воздействия. «Пойти на резкое снижение или даже заморозку экспортных поставок в ожидании нового роста мировых цен на сырье они не смогут, поскольку остановить поставки технически можно, но возобновить их через какой-то промежуток времени будет куда более проблематично, – считает Занозин. – Зато угроза снижения добычи нефти и пересмотр сроков ввода новых месторождений являются куда более весомой угрозой, с которой правительству также придется считаться». По мнению эксперта, в нынешней ситуации позиция нефтяников объективно одержит верх, несмотря на противодействие Минфина. Так что споры могут теперь идти лишь о размерах поддержки.