Владимир Путин убежден в правильности избранного курса.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера премьер Владимир Путин провел заседание консультативного совета по иностранным инвестициям в России. Это традиционное мероприятие, которое проходит каждую осень, в последние годы приобрело статичный вид. На этот раз и российские чиновники, и представители иностранного бизнеса использовали трибуну консультативного совета для взаимного успокоения на фоне терзающего страну и мир финансового кризиса. Раскритиковав западные правительства за неготовность к кризису, Путин фактически им противопоставил свое правительство, которое, по его словам, «кризис не застал врасплох». Как это соотносится с тем, что российские фондовые индексы упали в ходе кризиса в четыре раза, в то время как западные – только в полтора, премьер не пояснил.
Заседание совета по иностранным инвестициям проходило на довольно безрадостном фоне. Статистика 2008 года по притоку и оттоку капиталов из России особых поводов для оптимизма не дает. На днях представители Центробанка скорректировали свой предыдущий прогноз, согласно которому в этом году в России ожидался приток 40 млрд. долл. иностранных инвестиций. Теперь в ЦБ ожидают оттока примерно в 20 млрд. долл. Соответственно экономика не просто не получит из-за рубежа денег на развитие, но и вынуждена будет вернуть иностранцам часть ранее вложенных ими средств, что осложнит кризисную ситуацию. Нынешний совет совпал по времени также с обвалом на российском фондовом рынке, откуда напуганные инвесторы, среди которых много иностранцев, спешно выводят деньги. С достигнутых в мае максимумов в 2500 пунктов по индексу РТС и почти 2000 – по ММВБ – индексы опустились ниже 700 и до 600 пунктов соответственно. За это время упали и западные площадки, однако глубина падения их фондовых индексов не превысила полутора-двух раз.
Владимир Путин опоздал на заседание консультативного совета почти на час. Иностранцы, привыкшие к особенностям ведения бизнеса в России, среди которых одна из главных – умение ждать в коридорах власти, дисциплинированно томились в апартаментах отеля «Балчуг Кемпински». Раньше консультативный совет обычно заседал в более аскетичных интерьерах «Президент-отеля». Однако в кризисном 2008 году место проведения статусного для зарубежных инвесторов мероприятия максимально приблизили к Кремлю. Случайно или намеренно – это осталось загадкой. Но пафос интерьеров «Балчуг Кемпински», в котором чашка кофе стоит больше 10 долларов, должен был отодвинуть на задний план тяжкие мысли чиновников и бизнесменов о превратностях экономической жизни, облегчив тем самым задачу премьера – доказать иностранцам устойчивость России к мировым финансовым передрягам.
Доказывать пришлось долго. По регламенту на вступительное слово премьеру отводилось десять минут. Однако речь Путина вышла за строгие временные рамки, превысив запланированный хронометраж почти в два раза. А он сам вышел и из государственных границ России, уделив едва ли не основное внимание проблемам экономик США и Европы, которые инфицировали российскую экономику. Мировая финансовая система испытывает системный сбой. Кризис – самый крупный со времен Великой депрессии – показал несостоятельность всех основных элементов регулирования финансовых рынков и институтов. Американская, британская европейская системы оказались не готовы к нему. Просчитались рейтинговые агентства и МВФ, констатировал Путин. Цикличность развития мировой экономики, в которую отказались верить в США, – одна из основных причин нынешнего кризиса. Эффективность мер, принимаемых правительствами западных стран, еще не подтверждена, отметил он.
Свое право давать столь резкие оценки коллегам российский премьер аргументировал тем, что наша страна находится в первой четверке стран, влияющих на мировой ВВП. И в отличие от правительств западных стран наше правительство «не позволило застать себя врасплох». «Мы ищем ответы и находим их», – подчеркнул Путин. Одним из таких ответов, причем найденных еще несколько лет назад, можно считать создание одних из крупнейших в мире госрезервов, за счет которых теперь можно компенсировать выпадающие доходы бюджета. В 2009 году, по прогнозу Путина, ожидается положительный счет текущих операций. А падение цен на нефть до 70 долл. будет компенсировано из Резервного фонда. Он выразил уверенность, что в 2009 году страны БРИК (Бразилия, Россия, Китай и Индия) останутся локомотивом мировой экономики. Темпы роста ВВП Китая при этом должны составить 9,3%, Индии – 6,9%, России – 5,5%, Бразилии – 3,5%. Свою веру в светлое будущее развивающихся экономик, на которые мировой кризис не сумеет оказать серьезного влияния, Путин подкрепил заявлением: «За девять месяцев чистого оттока капитала из России нет. Приток и отток нулевой». Он обещал иностранным инвесторам продолжить совершенствование налогового законодательства, правда, не ранее 2010 года. Снижению на 30% подлежат амортизационные премии, а ставка налогообложения дивидендов – обнулению. Также, отметил премьер, правительство обсуждает упрощение применения нулевой ставки при налогообложении дивидендов и возможность освобождения от налогов при реализации ценных бумаг и паев инвестиционных фондов. «Суммарно названные меры снизят налоговое бремя с 2010 года на 0,5% ВВП», – подытожил премьер. При этом он умолчал о принятом им в начале октября решении повысить социальные отчисления бизнеса, равносильные увеличению ныне уплачиваемого единого социального налога (ЕСН) с 26 до 34% фонда оплаты труда.
Иностранцы за предложенные российским премьером далекие горизонты заглядывать не желали, но было видно, что слушали они Путина внимательно и благожелательно. В ответ они попытались донести свои основные пожелания: чтобы российское правительство чрезмерно не увлекалось госрегулированием, это может задушить появление инновационных технологий, а госинвестиции должны носить временный характер. И еще принципиальный момент – не политизировать разработку новых стандартов учетности, чтобы избежать конфликта интересов с западной системой учета. На этом прямая трансляция совещания прервалась, и журналистам осталось гадать о содержании закрытого диалога Путина и иностранных инвесторов.
Пресс-секретарь представительства ЕБРР в России Ричард Уолис, принимавший участие в совещании, поделился с «НГ» некоторыми своими впечатлениями. По его словам, ЕББР продолжает инвестировать в Россию. Вместе с тем только смелый человек мог бы сделать сейчас прогноз по инвестициям или росту ВВП на 2009 год. «Мудрые люди промолчат», – философски заметил Уолис. «Следующий год будет тяжелый. Глобальная рецессия становится все более вероятной. Денег у инвесторов мало даже на перспективные проекты», – отметила замруководителя аналитического департамента «СОВЛИНК» Ольга Беленькая. В то же время, по ее словам, российский рынок остается потенциально интересным для вложения капиталов. И в 2009 году иностранцы если и будут вкладывать деньги в российскую экономику, то прежде всего в проекты, в которых участвует государство.