Вчера правительство обсуждало подготовку регионов к зиме. Однако это событие оказалось в тени прошедшего позже совещания наблюдательного совета Внешэкономбанка (ВЭБа), на котором рассматривались вопросы распределения 50 млрд. долл., выделенных государством на перекредитование иностранных займов российских компаний. Первыми в очередь на получение госсредств премьер Владимир Путин поставил строительство, лизинг, машиностроение и военно-промышленный комплекс.
![]() |
Мрачные сообщения, поступающие с фондовых рынков, напоминающие фронтовые сводки о проигранных сражениях, по сложившейся практике чиновники постарались скрасить позитивом об успехах на других направлениях.
В частности, первый вице-премьер Виктор Зубков отчитался о командировке в Астрахань, где состоялся форум прикаспийских государств. Переговоры по экономическому сотрудничеству и созданию транспортных коридоров перемежались культурной программой. По словам Зубкова, все страны-участницы представили художественные коллективы.
«Пели, танцевали?» – поинтересовался Владимир Путин. «Да», – подтвердил Зубков и направил свое красноречие на гораздо более приятную для премьера тему – об изменившейся по случаю 450-летнего юбилея Астрахани. «Город преобразился. Я скажу, что сами жители с трудом узнают Астрахань», – уверял первый вице-премьер, точно зная, что Путину, непосредственно причастному к выделению Астрахани средств из бюджета на приведение города в порядок, приятно слышать, что деньги потрачены с пользой для дела.
Затем настал черед рекламировать устойчивость российской экономики вице-премьеру, министру финансов Алексею Кудрину, вернувшемуся из Вашингтона, где заседали главы минфинов G8 и «финансовой двадцадки». Кудрину тоже нашлось чем порадовать шефа. Оказывается, многие меры, которые только готовятся принять финансовые власти ведущих стран мира, уже приняты Россией. Утомленный после бессонных трансатлантических перелетов, вице-премьер, похоже, готов был поставить на этой мажорной ноте точку. Однако Путин сделал неприятный для главы Минфина поворот. «Ликвидность дается, но она часто не доходит до потребителей ресурсов. Россия в этом отношении мало чем отличается от других стран», – заявил премьер. И поделился личными наблюдениями, основанными на контактах «с представителями реального сектора экономики». «Предприятия начинают испытывать определенный финансовый голод. Нужно ускорять реализацию принятых решений», – напутствовал Путин в лице главы Минфина всех чиновников и банкиров, причастных к доведению до потребителей бюджетных средств. При этом премьер огласил достаточно узкий список получателей этих денег – строительство, лизинг, машиностроение и «сидящие на госзаказе» предприятия ВПК.
Разговор о распределении через ВЭБ средств субординированного кредита, чтобы они не застревали в банках, вследствие чего компании вынуждены замораживать инвестиционные проекты, продолжился в рамках заседания наблюдательного совета банка.
Путин назвал условия, на которых ВЭБ должен выделять деньги. Коммерческие банки должны быть «надежными и перспективными». А предприятиям, которые ранее кредитовались за рубежом, необходимо обеспечить доступ к финансовым ресурсам внутри страны для перекредитования. Для того чтобы не допустить распродажи активов российских компаний по заниженным ценам, как известно, ВЭБу выделяется 50 млрд. долл. К числу обязательных условий, дающих должникам право на получение господдержки, Путин отнес следующие: основная деятельность компании должна вестись на территории России и в реальном секторе экономики. Причем компании привлекали кредитные средства за рубежом для проектов, реализуемых внутри страны. Также предприятие должно играть важную роль в жизни региона или отрасли, а собственники – проявить готовность разделить с государством бремя затрат на перекредитование. Премьер назвал и ограничение по времени – сделки должны быть заключены до 25 сентября 2008 года, поскольку именно в этот день было принято решение о выделении 50 млрд. долл. на погашение внешних долгов российских компаний.