Алексей Улюкаев готовится еще 15 месяцев жить в кризисе.
Фото Reuters
План спасения российской финансовой системы, предложенный премьером Владимиром Путиным в минувший понедельник, не сможет быть реализован как минимум до конца года. Выделение 50 млрд. долл. Внешэкономбанку (ВЭБ) для погашения иностранных кредитов российскими компаниями, проведение беззалоговых аукционов и компенсация потерь на рынке межбанковского кредитования требуют изменения законодательства. В связи с этим вчера первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев заявил, что изменения в закон о Центробанке «будут приняты до конца года», а проблемы с ликвидностью могут продолжаться в течение ближайших 15 месяцев.
Обращает на себя внимание, что столь долгое затягивание с разрешением кризиса на банковском рынке похоже на саботаж. Известно, что Госдума при желании готова за несколько дней принять любые поправки, которые предложит лидер «Единой России» Владимир Путин, поэтому затягивание вопросов выделения госпомощи на месяцы выглядит неоправданно. Эксперты считают, что анонсированные властями меры носят скорее психологический характер. Они направлены на успокоение населения, чтобы россияне не начали лихорадочно забирать вклады из банков, и на практике реализованы не будут.
«Банк России будет предоставлять беззалоговые кредиты на срок до 6 месяцев», – заявил вчера Улюкаев в интервью Интерфаксу. Для этого, по его словам, будут внесены поправки в закон о ЦБ. В отличие от других мер, таких как рефинансирование кредитов российским компаниям и банкам через ВЭБ на средства ЦБ и компенсации трем госбанкам убытков на рынке межбанковского кредитования, эта мера бессрочная, и время ее действия не будет ограничено. Улюкаев также напомнил, что с весны этого года Минфин размещает бюджетные средства на депозитах в банке, но до конца года по Бюджетному кодексу они должны быть возвращены в бюджет. Кроме того, свободный профицит средств бюджета, который не идет на пополнение Резервного и Фонда будущих поколений, ограничен в размерах, и до конца года будет сокращаться. «Следовательно, предоставлять ликвидность банкам в больших объемах и на регулярной основе через этот механизм будет невозможно, – пояснил Улюкаев. – А в соответствии с анализом ситуации на ближайшие три года потребность в валовом кредите ЦБ коммерческим банкам будет существенна – несколько триллионов рублей».
ЦБ получит право выдавать кредиты без обеспечения банкам, имеющим необходимый рейтинг надежности, а требования к его уровню, равно как и другие условия, установит уже совет директоров ЦБ. При этом круг банков будет ограничен – «явно не меньше, чем 28», но не больше, чем общее количество банков, имеющих рейтинг, – сейчас их 116.
Очевидно, пояснил представитель Центробанка, что необходимые поправки должны быть приняты до конца года, так как свободные остатки средств бюджета будут сокращаться, и размещение бюджетных средств в депозиты в прежних объемах будет невозможно.
По прогнозу Улюкаева, несмотря на то что крайние проявления кризиса на финансовом рынке страны уже локализованы, проблемы с ликвидностью могут продлиться еще 15 месяцев.
Вывод экспертов относительно последних инициатив властей по спасению от кризиса крайне негативен. «Под всеми заявлениями пока нет никакой законодательной базы, а потому я отнесла бы оглашенный властями пакет к мерам чисто психологического воздействия, которые в реальности работать не будут», – говорит главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова. Аналогичную точку зрения разделяет и заместитель гендиректора «ФинЭкспертизы» по работе с кредитными организациями Наталья Борзова. «Пока совершенно непонятно, как будут на практике работать анонсированные правительством меры, на каких условиях ВЭБ будет раздавать средства из 50-миллиардного пакета и насколько эта сумма окажется достаточной, – говорит аналитик. – Наверное, у ВЭБа уже есть свои соображения по этому поводу».
«По оценкам самого Улюкаева, общий объем выплат по корпоративному внешнему долгу составляет 40 миллиардов долларов до конца этого года и 80 миллиардов долларов – в 2009 году. То есть предложенный объем – 50 миллиардов долларов – почти в 2,5 раза меньше этой суммы, – поясняет замруководителя аналитического департамента компании «Совлинк» Ольга Беленькая. – Конечно, предполагается, что часть долга компании и банки смогут погасить сами или рефинансировать. Но можно предположить, что лимит будет быстро выбран и объем помощи придется увеличивать».
Что же касается прогноза о проблемных 15 месяцах, то, как отмечают аналитики, глобальных потрясений на банковском рынке в этот период пока не ожидается. «Количество банков за счет слияний-поглощений сократится максимум на 10, может, чуть больше, – поясняет Борзова. – Но сегодня больше всего страдают крупные банки, которые за последние годы основательно подсели на иностранные заимствования».
Другая проблема, как заявил один из анонимных экспертов, – непонятный механизм компенсирования убытков по межбанковскому кредитованию. Заявление Путина о том, что «для поддержания рынка межбанковского кредитования ЦБ получит право заключать с некоторыми банковскими организациями соглашения о возмещении убытков, которые могут возникнуть при кредитовании других кредитных организаций», выглядит довольно расплывчато. «Можно сделать пока лишь один вывод о том, что и это решение можно отнести к мерам, призванным успокоить прежде всего и, как это ни странно звучит, население, – замечает аналитик. – Цепочка простая: если этого не понимают эксперты, то сделать выводы об эффективности данной меры невозможно. Стало быть, их прогнозы остаются неопределенными, а простых вкладчиков можно успокоить тем, что ситуация под контролем – риски застрахованы, убытки будут компенсированы. Лишь бы они не бросились массово снимать свои средства с банковских счетов. Вот тогда катастрофа будет неизбежной, а говорить о ее масштабах даже страшно┘»