Сегодня некоторые круги на Западе преподносят случившийся кризис на российском фондовом рынке как последствия ряда скандалов с иностранными инвесторами. В качестве примера руководитель одного из самых крупных в недавнем прошлом портфельных инвесторов в России – фонда Hermitage Capital Маnаgement – Уильям Браудер привел историю с ТНК-ВР.
Между тем большинство экспертов объясняют лихорадку на российских рынках все же причинами экономического, а не политического характера. Что же касается высказываний Браудера, то, по мнению, участников рынка, они продиктованы прежде всего тем, что в настоящее время он сам преследуется правоохранительными органами России за неуплату налогов и мошенничество.
Еще минувшей весной, пытаясь защитить себя от обвинений правоохранительных органов, представители Hermitage Capital заявили, что фонд стал жертвой «коррумпированных сотрудников правоохранительных органов». Тогда шла речь о том, что три ранее контролировавшиеся фондом фирмы – «Рилэнд», «Махаон» и «Парфенион» – вдруг поменяли своих владельцев. Уильям Браудер заявил, что произошел рейдерский захват его компаний. И произошло это, по его уверениям, после того, как во время обысков, проведенных в рамках налогового дела, правоохранительные органы изъяли документы и печати этих фирм.
Надо сказать, что цели своей Браудер добился. Претензии следователей по поводу неуплаченных компаниями Браудера налогов как-то поблекли на фоне его обвинений в адрес «коррумпированных правоохранительных органов».
Между тем, как писали СМИ, подозреваемый Маркелов на допросе рассказал, что был нанят на работу новым собственником ООО – г-ном Гасановым, который, в свою очередь, действовал по указанию┘ адвоката HSBC-банка и группы Hermitage Эдуарда Хайретдинова. А в результате обысков в офисе Хайретдинова там были найдены и документы, на основании которых проводилась перерегистрация «украденных» фирм. Интересным открытием для следствия стало и то, что «рейдеры» Курочкин, Маркелов и Хлебников, став директорами указанных фирм, не получили доступа их к финансам! Оказалось, что право подписи финансовых документов здесь по-прежнему сохранили Пол Ренч, Мартин Уилсон и другие господа, от имени которых адвокат Хайретдинов подавал заявления и ходатайства в прокуратуру.
Ну а самое удивительное, как выяснилось, фирмы даже после своего «похищения» продолжали оплачивать со своих счетов услуги адвоката Хайретдинова, а также судебные издержки HSBC-банка и группы Hermitage.
Так был ли захват? И кто у кого и что захватил? Может, это не более чем оригинальный способ уйти от налоговых претензий на сумму в полтора миллиарда рублей, которые предъявлены ООО «Рилэнд», «Махаон» и «Парфенион»?