Законодательно запретить вывоз необработанного леса пообещал вчера спикер Госдумы Борис Грызлов. Между тем ведомства фиксируют спад лесозаготовок, производства пиломатериалов, а также весьма скромные объемы инвестиций. В связи с этим многие экономисты считают, что инвестиционный кризис и обострение социальных проблем в лесных регионах заставят правительство ослабить экспортные запреты для необработанной древесины.
«Законопроект о полном запрете экспорта круглого леса может быть внесен в Госдуму этой осенью и рассмотрен до конца текущей сессии. Текст законопроекта готов, и сейчас идет его обсуждение», – сообщил во вторник Борис Грызлов на Дальневосточном экономическом форуме в Хабаровске. По его мнению, экспорт круглого леса необходимо запретить на определенный срок, например, «от 5 до 7 лет» – для предотвращения контрабанды.
По словам спикера, поставки в Китай, который является главным потребителем российского круглого леса, не падают, а, наоборот, увеличиваются. «Это говорит о том, что с 1 января 2008 года, когда повысили экспортные пошлины, бизнес по заготовке круглого леса уходит в тень и увеличивается доля контрабанды», – сказал Борис Грызлов. При этом он признал, что основной спад в отрасли идет за счет сокращения заготовки круглого леса, которая уменьшилась на 14%.
Минпромторг фиксирует спад производства пиломатериалов, выпуск которых в августе упал по сравнению с июлем на 5,3%. Однако в целом, по данным ведомства Виктора Христенко, индекс производства в обработке древесины и производстве изделий из дерева в январе–августе составил 108,8% по отношению к соответствующему периоду 2007 года.
Однако независимые экономисты указывают, что ожидаемых инвестиций лесной комплекс России в последние годы так и не получил, а запретительные пошлины на экспорт кругляка привели к спаду заготовок и обострению ситуации в регионах лесозаготовок. «Законодательный запрет поможет ограничить вывоз круглого леса, но помимо запрета требуется корректировка таможенного законодательства, так как именно таможня фактически дает добро на контрабанду кругляка», – говорит директор департамента реструктуризации бизнеса «2К Аудит – Деловые консультации» Николай Андросов. По его словам, повышение экспортной пошлины на круглый лес уже привело к сокращению объемов лесозаготовки на 14,3%. «Если крупные ЦБК и заводы продолжают функционировать и перерабатывать сырье, то мелкие и средние предприятия, обеспечивающие три четверти лесозаготовок в России, сокращают производство или уходят из отрасли из-за низкой рентабельности. Запрет на вывоз круглого леса может усугубить ситуацию, так как уже сейчас на лесозаготовительных предприятиях скопилось большое количество лесосырья, которое из-за избытка предложения продается по бросовым ценам», – отмечает эксперт.
Запрет на вывоз кругляка может подтолкнуть иностранные компании к переносу производства в Россию. К тому же многие российские предприятия уже строят деревообрабатывающие заводы. «Однако загрузки предприятий на полную мощность не стоит ждать раньше, чем через три года. Еще одна проблема – это изношенность оборудования малых предприятий, под которое ни один банк не выдаст кредит на их развитие», – отмечает Андросов. Действительно, по данным Минпромторга, в правительственном списке «приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов» на сегодня числится 31 проект на сумму 196,4 млн. руб. – то есть в среднем 6–7 млн. руб. на каждый проект. Для сравнения – строительство современного целлюлозно-бумажного комбината (ЦБК) стоит около 1 млрд. долл.
«Расчет на приток инвестиций в деревопереработку фактически не оправдался. Вместо роста инвестиций мы получили заметный спад лесозаготовок. В условиях нынешнего финансового кризиса правительству, возможно, следует проявлять не жесткость, а гибкость. Введение запретов можно отложить до восстановления более благоприятных условий для инвестиций», – считает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.
«Какой смысл запрещать вывоз сырья для производства целлюлозы, которое в принципе не может быть переработано внутри страны из-за ограниченной мощности отечественных ЦБК», – недоумевает вице-президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России Андрей Фролов. По его словам, правильная идея о развитии лесопереработки доведена в России до абсурда, в том числе и за счет использования слишком грубой таможенной классификации, которая не позволяет выделять древесину, пригодную исключительно для производства целлюлозы.
Вместе с тем некоторые экономисты считают, что правительству следует смириться с экономическим спадом в лесных регионах и дождаться прихода массовых инвестиций в лесопереработку. «Из-за экономического кризиса из России ушел спекулятивный капитал, а деньги на развитие реального производства в стране есть. Если правительство проявит жесткость в запрете экспорта кругляка, то крупные инвестиции в переработку рано или поздно придут. Пока же жителям регионов лесозаготовок можно только посочувствовать», – считает гендиректор «Финэкспертизы Консалтинг» Дмитрий Шустерняк.