Рост цен на продовольствие толкает производителей продуктов питания искать новые способы минимизации расходов и прибегать к не самым честным уловкам по отношению к покупателям. По данным Национального института потребления Франции, нередко компании снижают массу привычной покупателям продукции, оставляя неизменной упаковку, либо вообще меняют рецептуру производства. Эксперты полагают, что в будущем подобная практика может перекинуться и на Россию.
Резкий рост производственных издержек из-за отмечаемого в последнее время резкого подорожания сырья заставляет производителей продовольствия искать нестандартные способы удержания потребителей и сохранения при этом собственных доходов. По данным исследования Национального института потребления Франции, в ходе которого, опрашивались рядовые граждане, производящие продовольствие компании изобрели как минимум три уловки, вводящие в заблуждение потребителей.
В первом случае, покупатель приобретает в магазине товар меньшего объема, но за те же деньги. При этом производитель старается указать на упаковке понизившуюся массу продукта максимально незаметно, чтобы у привыкшего к этому товару покупателя создавалась иллюзия, что он приобретает прежний товар в прежних объемах. В другом случае производители меняют состав ингредиентов. В частности, производители йогуртов увеличивают в своей продукции содержание воды, снижая при этом долю молока. Третий вариант предусматривает одновременно и уменьшение объемов упаковки при сохранении ее дизайна и повышение цены продукта.
Подорожавший и полегчавший продукт зачастую преподносится покупателям под видом новинки, а банальное разбавление йогуртов оправдывается заботой о здоровье потребителя и предписаниями властей по снижению калорийности товаров.
Российские производители продовольствия отрицают, что используют такую практику. В частности, член правления компании «Вимм-Билль-Данн» Марина Каган заявила, что в ее компании не приемлют выше указанные методы. По ее словам, подобные шаги, в особенности, касающиеся снижения качества товара могут помочь в короткой перспективе, однако в дальнейшем, покупатели, привыкшие к конкретному вкусу продукта, просто перестанут его приобретать. В то же время она признала, что российских производителей не устраивает сложившийся на рынке уровень цен. Пока они ищут выход из ситуации в повышении спроса и увеличении объемов продаж, однако в условиях роста цен на сырье дается это все тяжелее.
В то же время председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин отмечает, что в России уже были случаи снижения качества продуктов питания. «Мы уже наблюдали ситуацию, когда во время заморозки цен на некоторые продукты, качество многих из них заметно ухудшилось. Причина произошедшего – рост себестоимости товаров», – говорит Янин.
«Французские производители поступают не особенно корректно по отношению к потребителю. Человек приходит в магазин и покупает знакомый продукт по обычной цене, скорее всего, в первый момент не обращая внимания на то, что упаковка легче, чем раньше, или йогурт стал менее жирным. На мой взгляд, французы не могут адекватно объяснить перенос издержек себестоимости на потребителей», – считает аналитик ФК «Открытие» Ирина Яроцкая. По ее словам, российские производители более честные в этом отношении – они объясняют причины роста цен на продукцию в подробностях, говоря об инфляции, издержках и повышении тарифов на топливо, подчеркивая, что об увеличении маржи речи нет. При этом оправдывает повышение цен на продуктовые товары, поскольку их производители в условиях инфляции не обязаны работать себе в ущерб.
В тоже время, Яроцкая допускает, что после обкатки нечестных технологий за границей иностранные компании могут их перенести и на российский рынок.