Больше всего пенсионеры огорчаются росту цен на хлеб.
Фото ИТАР-ТАСС
Крайне неприятную статистику цен на продовольствие опубликовал во вторник Росстат. Основные продукты питания – хлеб, мясо, масло, сахар, рыба и овощи – подорожали в России с начала года в 4 раза больше, чем в Евросоюзе. Не затормозил внутренние цены и рекордный урожай зерновых. Эксперты объясняют аномальную продовольственную инфляцию отсутствием конкуренции на рынке, а также протекционистской защитой собственных производителей, чьи цены зачастую превышают мировой уровень.
Продовольствие в России подорожало с декабря по август в среднем на 12,2%. В то же время в 27 странах Евросоюза аналогичный показатель составил всего 3%. Четырехкратная разница в темпах роста цен на продукты прослеживается почти по всем группам товаров. Так, цены на хлебобулочные изделия и крупы поднялись в России на 21,6%, а в Европе – только на 5,5.
В России, так же как и в ЕС, с начала года наиболее заметно подорожали хлеб, мясо, масло и сахар.
Масло и жиры стали дороже в России на 17,8%, сахар, джем, мед, шоколад и конфеты, мясо и мясопродукты подорожали соответственно на 13,7% и 12,5%. Мясо и мясопродукты в странах ЕС-27 подорожали на 4,1%, а в России почти вчетверо больше – на 12,5%. Цены на рыбу и морепродукты поднялись в Европе на 1,6%, а в России – на 5,9%. Сахар, джем, мед, шоколад и конфеты подорожали для европейцев на 3,2%, а для россиян – на 13,7%.
Исключение из общего правила «четырехратного роста» цен на продукты по сравнению с Европой составляют лишь овощи, фрукты и молоко. Овощи в Европе с начала года не подорожали, а подешевели – сразу на 3,7%. В России же – напротив – овощи стали дороже на 19%. Цены на фрукты в России росли лишь в полтора раза быстрее, чем в странах ЕС-27, – на 5,9 и 3,5% соответственно. Молоко же стало единственным видом продовольствия, который дорожал в Европе быстрее, чем в России. Молочные изделия, сыры и яйца в России с начала года подорожали всего на 0,3%, тогда как в Европе – на 2,5%.
В августе аномальная продовольственная инфляция по основным группам товаров сохранилась, несмотря на ожидания рекордного урожая. Как сообщил еще в августе на заседании президиума правительства глава Минсельхоза Алексей Гордеев, урожай зерновых в России в этом году будет рекордным за последние 15 лет. Рекордными ожидаются и экспортные поставки в 22–25 млн. тонн вместо 10–15 млн. тонн в предыдущие годы. Ввиду рекордного урожая, несмотря на усилия Минсельхоза, поползли вниз и цены на пшеницу. «Мы считаем, что цена от 6000 до 7000 рублей – это хорошая цена, которая позволит обратить внимание инвесторов на сельское хозяйство и увеличить производство зерна», – объявил в начале апреля Гордеев. Сегодня же региональные продовольственные фонды закупают пшеницу третьего класса по 5500 руб. за тонну. Однако такое заметное снижение цен на зерно не привело к удешевлению хлеба и мяса. В августе Росстат отметил рост цен на хлеб на 1,3% и на мясо – на 2,4%. В Европе эти показатели были вчетверо ниже – 0,3 и 0,5%.
Часть экспертов не видят в аномальном росте цен на продовольствие ничего необычного – в конце концов инфляция в России вчетверо выше европейской, и продукты в России тоже должны дорожать вчетверо быстрее европейских. Однако большинство опрошенных «НГ» экономистов считают, что у аномальной продовольственной инфляции в России есть собственные причины.
«Россия зависит от импорта продовольствия не менее чем на 30–40%. При этом цена импортных продуктов при пересечении границы сразу возрастает на величину ставки НДС, а также на величину ввозной пошлины. Из-за этого импортное продовольствие оказывается на границе дороже на 18 или даже на 40% – в зависимости от товарных позиций. Таким образом, только из-за налогов и пошлин темпы роста цен на импортное продовольствие в России должны быть примерно на 20–25% выше, чем на мировом рынке», – отмечает гендиректор «ФинЭкспертизы» Агван Микаелян. Однако налоги и пошлины – далеко не основная причина четырехкратного различия в темпах инфляции. «Более серьезными причинами являются технологическая отсталость и многократно более низкая производительность труда. Из-за этих факторов рост цен на топливо и удобрения вызывает в России многократно больший прирост себестоимости, чем в Евросоюзе», – отмечает экономист.
Примечательно, что большинство экономистов считают, что аномальная продовольственная инфляция сохранится в России надолго. При этом опережающий рост цен не остановит даже выход внутрироссийских цен на среднеевропейский уровень. «В России уже сегодня некоторые виды продовольствия стоят дороже, чем в большинстве стран Европы, и этот факт никак не влияет на высокую продовольственную инфляцию», – отмечает руководитель департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. «Замедление продовольственной инфляции вряд ли возможно в краткосрочном плане. Дело тут даже не конкретно в продовольствии, а в общей инфляции – 15% в России и 3,8% в зоне евро», – отмечает главный экономист компании «Открытие» Данила Левченко.
«Нынешние методы защиты внутреннего производителя должны иметь четкий горизонт – например, 5 лет. После этого высокие ввозные пошлины должны постепенно снижаться. Это создаст реальные стимулы для перевооружения сельского хозяйства», – считает Микаелян. В противном случае Россия фактически консервирует свою отсталость в агропромышленном секторе, что и создает базу для роста внутренних цен.
«В борьбе с инфляцией правительство сосредоточилось только на монетарных факторах. Но без конкуренции снижения цен не будет», – предупреждает Николаев.