Александр Мишарин раскрыл разницу в заявках участников тендеров.
Фото Сергей Приходько (НГ-фото)
Скандалом завершилось оглашение финалистов конкурсов по концессионному строительству участков автодороги Москва–Санкт-Петербург и федеральной автодороги М-1 «Беларусь». Оба конверта с предложениями консорциумов – претендентов на строительство официально должны были вскрыть вчера, но содержание одного из них – в отношении участка новой трассы на Санкт-Петербург – просочилось в СМИ еще во вторник. УК «Лидер» – структура аффилированная с «Газпромом» – имеет все шансы оказаться победителем сразу в обоих тендерах.
«Это был первый реальный конкурс по строительству в России платных участков дорог с правом последующей концессии в рамках государственно-частного партнерства. 16–17 сентября конкурсная комиссия вскрыла конверты с предложениями на право заключения концессий в отношении участка автодороги Москва–Санкт-Петербург (15–58 км) и нового выхода на МКАД федеральной дороги Москва–Минск», – сообщил вчера на брифинге замминистра транспорта Александр Мишарин, пояснив, что конкурсные предложения на строительство участка платной автодороги Москва–Санкт-Петербург подали два консорциума. Первый из них – ОАО «Столичный тракт», сформированный российской УК «Лидер» при участии Газпромбанка, «Стройгазконсалтинга», португальской автодорожной компании Brisa, немецкой Alpine и испанской FCC. Второй – «Северо-западная концессионная компания», сформированная французской строительной компанией Vinci и компанией Eurovia при поддержке Внешторгбанка. При этом все вышеперечисленные строительные фирмы известны как крупнейшие европейские дорожные компании, которые не только строят, но и эксплуатируют дороги.
Формально вскрытие конвертов означает, что участники тендера подтвердили свои заявки и имеют шансы победить еще через 40 календарных дней – 28 октября, – когда сформированная в Минтрансе специальная комиссия объявит итоги конкурса. Однако в реальности о какой-то альтернативе в выборе победителя можно говорить только применительно к строительству участка платной дороги стоимостью 66 млрд. руб. на Санкт-Петербург, которую подрядчики должны сдать в эксплуатацию черед 2,5–3 года. Мишарин сообщил, что участники конкурса представили различные параметры по бюджетному финансированию и средневзвешенному тарифу на проезд по платной дороге. В частности, проект «Столичного тракта» предполагает выделение 19,8 млрд. руб. бюджетных средств при средневзвешенном тарифе 4,5 руб. за 1 км пути. Тогда как «Северо-западная концессионная компания» при более низком тарифе – 3,6 руб. за км – рассчитывает на получение из бюджета 23 млрд. руб. Чиновник заверил, что интрига конкурса сохраняется и имя победителя по этому участку пока никому не известно, так как комиссия Минтранса «тщательно взвесит все плюсы и минусы предложений конкурсантов». При этом чиновник не объяснил, почему конверт с именами финалистов оказался вскрыт за сутки до урочного срока.
Со вторым конкурсом ситуация еще более неординарная. Проложенный в обход населенных пунктов участок дороги М1 «Беларусь» станет дублером наиболее загруженного движением участка федеральной дороги Москва–Минск и будет иметь не менее шести полос движения. Но, рассказывая об этом проекте, Мишарин отметил, что конкурсное предложение по нему представил единственный участник – консорциум ОАО «Главная дорога», сформированный все тем же «Лидером» и его европейскими компаньонами. Он предложил тариф за проезд по участку в размере 4,2–4,9 рубля за 1 км пути. А конкурентами собранных «Лидером» фирм на этом участке должен был стать консорциум «Западная дорожная концессия», основу которого составили итальянские дорожные компании. Однако последний отказался от участия в конкурсе. «Итальянцы, к сожалению, отозвали свою заявку накануне, и у «Лидера» теперь одна интрига: либо он допущен, либо он не выполнил какие-либо условия конкурсной документации, – сказал замминистра. – Но у меня сегодня нет оснований полагать, что он не выполнил каких-то условий».
Представитель пресс-службы «Лидера» Антон Усачев подтвердил, что, когда состоялось вскрытие конверта, заявки «Западной дорожной концессии» там не было, но не смог пояснить, почему конкуренты его компании решили не участвовать в строительстве участка новой дороги на Минск в обход подмосковного Одинцова и теперь ограничатся только борьбой за право возводить дорогу на Санкт-Петербург.
«Хотя довольно странно, что по итогам двух конкурсов победителем может оказаться одна и та же компания, но для России такая ситуация довольно обычна, и я сомневаюсь, что между участниками развернулась настоящая конкуренция», – отмечает аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Екатерина Кравченко.