Игорь Артемьев пытается продемонстрировать активность.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
Владимир Путин одобрил разработку государственной программы развития конкуренции в РФ. Об этом заявил во вторник глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев на пресс-конференции о результатах работы ФАС в первом полугодии 2008 года и задачах до 2009 года. Эксперты связывают активность Артемьева с июльским предупреждением премьера Путина, который призвал ФАС «наконец проснуться и активно исполнять свои функции». В противном случае глава правительства пригрозил принять кадровые решения.
Вчера прошло расширенное заседание коллегии ФАС, на котором ведомство утвердило план реализации так называемого второго антимонопольного пакета. Пакет предусматривает, в частности, введение уголовной ответственности за злоупотребление рыночной властью, а также отмену порога доли в 35% рынка для доминирующих компаний. Новый законопроект ФАС предусматривает также введение ответственности чиновников за действия и бездействие, которые нарушают законодательство о конкуренции. Однако, как заявил вчера Игорь Артемьев, почти все министерства и ведомства активно возражают против этих положений «второго антимонопольного пакета».
Отметим, что, отчитываясь за работу в первом полугодии, Игорь Артемьев фактически давал ответ на прозвучавшие в его адрес со стороны Владимира Путина обвинения. В июле премьер назвал недопустимой ситуацию, при которой цены на авиатопливо в России стали самыми высокими в мире. «Нужно Федеральной антимонопольной службе наконец проснуться и активно, эффективно исполнять свои функции. Если этого не будет в ближайшее время сделано, то будут приняты кадровые решения. Прошу иметь это в виду», – заявил Путин на совещании в Северодвинске.
Объясняя рост внутренних цен на все виды топлива, в том числе и на авиакеросин, Игорь Артемьев обвинил чиновников, ответственных за неправильную экспортную тарифную политику. «Более 72% мазута и 53% дизтоплива, произведенных в России, были отправлены на экспорт из-за слишком низких экспортных пошлин. Поэтому в экономике отмечается резкий рост цен на мазут и другие виды топлива», – пояснил вчера глава ФАС. По его словам, сезонные скачки цен на топливо и мазут – это заслуга «лоббистов и связанных с ними чиновников, которые отвечают за изменение экспортных пошлин». По словам Артемьева, в стране создан дефицит топлива и рост цен в этих условиях является неизбежным.
Еще одной новацией антимонопольного законодательства станет требование доступа к инфраструктуре не только естественных монополий, но и других компаний, которые могут злоупотреблять своим рыночным положением. В частности, Игорь Артемьев пообещал обязать торговые и товаропроводящие сети предоставлять недискриминационный доступ к своим услугам для всех производителей.
Между тем эксперты считают, что на сегодня ни в стране в целом, ни в отдельных регионах так и не созданы условия для справедливой конкуренции. «Ни один субъект Федерации не может похвастаться здоровой конкурентной средой. На большинстве рынков доминируют компании, которые часто используют тесные связи с государственными органами», – считает руководитель департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. На рынках бензина, цемента, электроэнергии и других товаров, по словам эксперта, конкуренция фактически отсутствует, что подтверждается постоянным ростом цен. «Один из немногих рынков, где есть жесткая конкуренция, – это рынок мобильной связи, который отличается стабильными и даже снижающимися тарифами на услуги», – отмечает Николаев. «Цены на многие товары и услуги на российских монополизированных рынках давно превысили аналогичный уровень в США или Евросоюзе, и ФАС несет за это часть ответственности», – считает Николаев. Однако отсутствие конкуренции в стране, по его словам, это не вина только ФАС, а дефект проводимой экономической политики.
«Рынки недвижимости, топлива, цемента или электроэнергии конкурентными назвать нельзя из-за их фактической монополизации. Конкретные ценовые ориентиры установить в каждом случае крайне трудно. Но тот факт, что на этих рынках действия основных игроков носят вполне согласованный характер, демонстрируется уровнем цен», – считает глава департамента консалтинга компании «Интерком-Аудит» Андрей Приходько. По его словам, приписывать заслугам ФАС создание где-либо конкурентных условий довольно сложно, но я знаю, что у ФАС регулярно возникают претензии к РЖД и ее зависимым структурам, недавно были вопросы к «Мечелу» и «Евразхолдингу». «Санкции за нарушение антимонопольного законодательства могут быть очень существенными, поэтому действенные рычаги для контроля конкуренции и уровня цен у ФАС имеются», – считает Приходько.
«По данным самого ФАС, виновниками 50–60% антиконкурентных действий являются органы власти, а не частные предприниматели. Однако ФАС предпочитает искать ценовые сговоры в бизнес-среде, а не среди региональных и федеральных чиновников», – отмечает Николаев. По его словам, не меньшую ответственность, чем ФАС, за монополизацию рынков и неоправданный рост цен несут Минэкономразвития, Федеральная служба по тарифам и таможенники.