Первым виновником в череде неприятностей, которые в итоге привели к краху авиационного альянса AiRUnion, по всей видимости, может стать группа «Ист-Лайн», управляющая аэропортом «Домодедово». Как заявили в понедельник в Следственном комитете при прокуратуре (СКП), представители предприятий, входящих в «Ист-Лайн», могут быть привлечены к уголовной статье за самоуправные действия, в результате которых с конца августа по начало сентября было задержано более 70 рейсов авиакомпаний, входящих в альянс. В самой компании считают, что повода для возбуждения уголовного дела нет, так как отношения компании с аиаперевозчиками строились на основании договоров, которые, в свою очередь, регулируются не Уголовным, а Гражданским кодексом. По мнению экспертов, действия прокуратуры говорят лишь о стремлении создать видимость бурной работы по поиску виновных.
«По версии следствия, в результате самоуправных действий представителей специализированных предприятий, входящих в группу компаний «Ист-Лайн», было задержано более 70 рейсов авиакомпаний, входящих в альянс AiRUnion», – заявил Интерфаксу в понедельник вечером официальный представитель СКП Владимир Маркин. По его словам, речь идет о задержках рейсов, допущенных в период с 20 по 21 и с 25 по 28 августа, а также со 2 по 3 сентября. На этом основании СКП возбудил уголовное дело против компаний группы.
Комментируя эту информацию, руководитель пресс-службы группы компаний «Ист-Лайн» Эльдар Тузмухаметов повторил вчера «НГ» ранее озвученный официальный комментарий, в котором компания заявила о том, что она «заинтересована в проведении всестороннего анализа ситуации с задержками рейсов авиакомпаний, входящих в альянс AiRUnion», и «готова оказывать правоохранительным органам максимальное содействие и предоставить по первому требованию все необходимые материалы».
По неофициальным данным, компании, входящие в группу «Ист-Лайн», прекратили обслуживание AiRUnion после отказа последней уплатить 1,4 млрд. руб. из более чем 2-миллиардного накопившегося долга. Впрочем, в беседе с обозревателем «НГ» представитель пресс-службы не стал ни подтверждать, ни опровергать эти сведения, сославшись на то, что компания «не комментирует вопросы коммерческих отношений». Кроме того, ему неизвестно, стала ли «Ист-Лайн» первой, кто отказал в обслуживании AiRUnion.
В то же время, по словам представителя «Ист-Лайна», статья 330 УК РФ, по которой возбудили уголовное дело, предусматривает ответственность за самовольное совершение незаконных действий, которые противоречат установленному законом либо иным нормативно-правовым актом порядку. Тогда как правоотношения между авиакомпанией и аэропортом регулируются гражданско-правовым законодательством. «Приостановление обслуживания авиакомпаний альянса было осуществлено в соответствии с условиями соглашения о наземном обслуживании, заключенным между предприятиями группы и компаниями альянса AiRUnion в полном соответствии с Гражданским кодексом», – повторил Тузмухаметов ранее озвученный официальный ответ своей компании. По мнению экспертов, позиции «Ист-Лайна» в этой связи выглядят более сильными. «Получается, что за отключение энергоснабжения какого-то бомжа, который месяцами не платит за услуги, коммунальщиков тоже надо привлекать к уголовной ответственности? – недоуменно отметил партнер одной из юридических компаний, пожелавший остаться неназванным. – Разумеется, это нонсенс, который даже не требует дополнительных комментариев».
Отметим, что это не первые претензии к «Ист-Лайну» со стороны госорганов. Росимущество уже несколько лет ведет тяжбу с владельцами «Ист-Лайна» за аэровокзальный комплекс «Домодедово», требуя вернуть его в государственную собственность. Росимущество считает, что компания приватизировала в 1997 году аэропорт с нарушением закона. В ответ в «Ист-Лайне» утверждают, что за прошедшие годы они вложили в реконструкцию аэровокзального комплекса около 30 млрд. руб. и деприватизировать прежний аэропорт уже нельзя – его просто нет, на его месте стоит новый аэровокзальный комплекс. Вопрос в пользу государства был практически решен, когда три судебные инстанции приняли решение в пользу Росимущества. Однако в дело вмешался Высший арбитражный суд, и 25 июня исполнение судебного решения о передаче в госсобственность аэровокзального комплекса «Домодедово» было приостановлено.
Впрочем, представитель «Ист-Лайна» Эльдар Тузмухаметов не стал проводить параллели между тяжбой за аэропорт и последними претензиями прокуратуры. «Мы не склонны заниматься конспирологией и проводить связи между этими процессами», – пояснил он.
Пока не видят такой связи и опрошенные «НГ» эксперты. «Понятно, что на эту тему можно спекулировать сколько угодно, но поскольку никакой информации о подтверждении такой связи нет, говорить о ней очень сложно, – отметил аналитик компании «БрокерКредитСервис» Михаил Сайно. – Я лично не склонен проводить подобные параллели».