Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) подозревается в неэффективном использовании выделенных из бюджета десятков миллиардов рублей. В пятницу с такими обвинениями в адрес РосОЭЗ выступила Генпрокуратура. В частности, были выявлены случаи, когда выделенные ведомству на создание и развитие особых экономических зон деньги не осваивались, а размещались в банках под 3,5–5%, что в полтора-два раза ниже рыночных ставок.
«С 2005 года на обеспечение функционирования особых экономических зон из федерального и регионального бюджетов выделены десятки миллиардов рублей, однако РосОЭЗ не обеспечило их результативное и эффективное использование», – говорится в сообщении Генпрокуратуры.
Следователи установили, что ОАО «Особые экономические зоны», единственным акционером которого выступает РосОЭЗ, хранило на депозитном вкладе 5 млрд. руб., размещенных под 3,5% и 5,5% годовых, а ОАО «ОЭЗ ТВТ «Дубна» размещало средства по депозитному договору под 3% годовых, что «значительно ниже средних ставок по аналогичным банковским операциям».
Генпрокуратура обратила также внимание на слабое развитие ОЭЗ. По ее данным, в пяти из семи особых экономических зон туристско-рекреационного назначения, созданных в феврале 2007 года, до сих пор не зарегистрировано ни одного инвестора, не создано рабочих мест, отсутствуют частные инвестиции и производство товаров, а также не ведется строительство промышленных объектов.
Выявив эти нарушения, Генпрокуратура вынесла представления главе Минэкономразвития Эльвире Набиуллиной и руководителю РосОЭЗ Андрею Алпатову, предложив им не только устранить выявленные недостатки, но и «рассмотреть вопрос об ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях».
«На бумаге все выглядит у чиновников складно, но на деле в фактах констатируемых прокуратурой ничего нового нет», – считает ведущий аналитик ИК «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков. По его словам, изначально сложно было рассчитывать на позитивные результаты, так как «направленные на функционирование ОЭЗ многомиллиардные средства были выделены в отсутствии подготовленных проектов, что и привело к тому, что сформированные государством команды оказались не готовы их целенаправленно тратить». Вместе с тем экономисту представляется сомнительной и небесспорной сама стратегия развития особых экономических зон, которая сводится к мощной бюджетной поддержке «непроработанных проектов». «У меня нет особой уверенности, что в дальнейшем выделенные средства будут расходоваться более эффективно, получается, что их просто надо куда-то потратить, но нужны ли сами эти госкорпорации – этого никто серьезно обсуждать не намерен», – сказал Гавриленков, добавив, что испытывает скепсис по отношению ко всем случаям госвмешательства в экономику. «Есть уверенность, что из этих начинаний мало что получится, так как вся система госкорпораций и законодательство о них у нас не самые эффективные в мире», – констатировал экономист, напомнив, что масса внешних наблюдений показывает, что Россия находится в конце списка стран с точки зрения конкурентоспособности и, например, на 147-м месте из 180 стран по уровню коррупции. «Госвмешательство в экономику, наверное, даст отдачу в Финляндии, но в нашем случае, находясь по уровню коррупции и экономической свободы в хвосте африканских стран, на это рассчитывать не приходится», – заключил Гавриленков.
Напротив, научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин считает, что в том виде, как это осуществляется в России, особые экономические зоны не являются свидетельством массированного вмешательства в экономику, поэтому, по словам экономиста, выявленная проверкой Генпрокуратуры проблема носит не идеологический характер, а связана с отсутствием контроля за выделенными средствами. «Хорошо, что прокуратура занялась данной темой, но проделанная ее следователями работа является стрельбой из пушек по воробьям, так как выявленные факты – это одно из частных проявлений общих правил игры, которые созданы отнюдь не господами, которые руководят РосОЭЗ», – говорит Делягин.
По его словам, в стране созданы все институциональные предпосылки для исчезновения в неизвестном направлении огромных объемов госсредств. «Не убежден, что в данном случае имела место коррупция, так как в деятельности РосОЭЗ не было видно никакой реальной активности, дело в том, что если положить на улице пачку купюр, то она наверняка исчезнет, и то же самое у нас наблюдается с проектом развития особых экономических зон».
Делягин считает, что попытка создать госкорпорацию в лице РосОЭЗ было ошибкой. «Это могло быть или казенное предприятие, или департамент министерства, но когда их функции вы оформляете как акционерное общество со 100-процентным госучастием, которое должно работать ради прибыли, – вы создаете все предпосылки для коррупции», – отметил Делягин.