Сегодня завершает работу XVIII Экономический форум в польской Крынице. В течение трех дней в центре внимания участников были вопросы экономического сотрудничества в Восточной и Центральной Европе, будущее Евросоюза и НАТО, отношения с Россией в свете вооруженного конфликта в Грузии. С точки зрения европейцев, события на Кавказе в очередной раз показали, насколько уязвим ЕС в плане энергетической безопасности. При этом констатировалось, что обеспечить независимость от поставок российского углеводородного сырья в обозримом будущем не удастся.
Экономический форум, проводимый на польском горном курорте Крыница, организаторы сравнивают не иначе как со швейцарским Давосом. Безусловно, здесь есть определенные натяжки, стремление выдать желаемое за действительное. Давос и Крыница все-таки находятся в разных весовых категориях и по составу участников, и по масштабам обсуждаемых проблем. Однако как дискуссионная площадка, на которой обсуждается будущее политического сотрудничества и векторы экономического развития стран Восточной и Центральной Европы, устанавливается взаимопонимание с партнерами в СНГ и на Балканах, Крыница уже заняла свое место в ряду аналогичных форумов.
В первый день с приветствием к участникам форума обратился премьер Польши Дональд Туск. Он призвал вести дискуссии на заданные темы политики, экономики, культуры с «холодной головой и горячим сердцем». Повестка форума изобиловала острыми темами, так или иначе затрагивающими Россию. Прагматичный польский премьер между делом напомнил, что для его страны торгово-экономические контакты с Россией, Украиной и Белоруссией оцениваются в 100 млрд. злотых (1 злотый по курсу ЦБ равен 10,8 руб. – «НГ»). Разрушать это сотрудничество было бы крайне нелогично, сделал вывод Туск.
Несмотря на призывы польского премьера, во многих случаях на дискуссионных площадках возобладал антироссийский настрой. И не важно, касалось ли дело перспектив вступления Грузии и Украины в НАТО, обеспечения ли альтернативных маршрутов транспортировки углеводородного сырья в страны ЕС, или трансграничного сотрудничества. Все равно в адрес Москвы звучала критика за победу в скоротечной кавказской войне. По мнению некоторых участников форума, это событие имело роковые последствия для Тбилиси, наглядно показав, что с таким соседом Грузия в качестве страны-транзитера энергоносителей – партнер ненадежный и уязвимый. Во всяком случае, до тех пор, пока не будет принята в НАТО.
В этом контексте на дискуссионном семинаре эксперты взвешивали «за» и «против» двух проектов, реализуемых в Черноморском регионе – строительство газопроводов Nabucco и «Южный поток». Участники разделились на скептиков и оптимистов, когда речь шла о Nabucco. Скептики утверждали, что этот проект – «мечта дипломатов», поскольку он весьма затратен, не обеспечен ресурсной базой, несмотря на это, его надо продолжать реализовывать для создания видимости диверсификации поставок газа в Южную и Центральную Европу. В свою очередь, оптимисты убеждали оппонентов, что трубу Nabucco можно наполнить иранским или иракским газом, направить в нее газ из Центральной Азии. Словом, сделать что угодно, лишь бы это был не российский газ и шел он в обход России.
Европейцы считают это принципиальным моментом для обеспечения своей энергонезависимости. Сегодня все нити газо- и нефтепроводов, идущие с востока на запад, – «красные», то есть российские. В представлении выступающих это как Красная армия, с помощью которой Москва осуществляет экономическую экспансию, подчиняя своей воле государства Евросоюза. Строительство «Южного потока» – еще один коварный удар русских, считают эксперты. Они в принципе соглашаются с тем, что проект Nabucco обречен на провал без политической поддержки, и призывают свои правительства не участвовать в «Южном потоке».
В том же ключе прошли дискуссии о проблемах транзита нефти и газа из России в ЕС через Украину, а также об отношениях Евросоюза и России в области энергетики в целом и конкретно – о поставках природного газа в Центральную и Восточную Европу в контексте экономической зависимости страны-поставщика и стран-потребителей. В Европе не скрывают, что именно структура договоренностей, которая должна определить правила игры в сфере энергетического сотрудничества, станет главным препятствием при заключении нового договора о партнерстве между ЕС и Россией.
Ну а в остальном все не так уж и плохо, считают европейцы. Восточная и Центральная Европа – это 12 стран с населением более 160 млн. человек. Что почти на 20 млн. больше, чем в России. Консолидированный ВВП государств региона составляет более 1 трлн. долл. в год. И это тоже больше, чем в России. Похоже, без России они и шага не могут ступить, когда дело касается поставок наших нефти и газа или создания образа врага для сплочения своих рядов.
Крыница