Судьба AiRUnion решена. Вместо авиаальянса-банкрота власти решили создать нового национального перевозчика с доминирующим госучастием. В его состав и войдут активы AiRUnion. Одновременно власти заявляют о необходимости проведения персональных расследований против собственников перевозчиков – членов AiRUnion. В результате под ударом может оказаться бизнес владельцев «КрасЭйра» братьев Абрамовичей, которые рискуют быть отрезанными от участия в новом авиаальянсе.
Последние события вокруг находящегося в кризисе авиаальянса AiRUnion фактически поставили крест на его летной судьбе. С 7 сентября все рейсы входящих в альянс компаний переведены из аэропорта «Домодедово» в базовый аэропорт столичных властей – аэропорт «Внуково». Как сообщил глава совета директоров аэропорта Виталий Ванцев, пассажиры рейсов альянса будут проходить регистрацию во «Внуково» без переоформления билетов и в случае прибытия пассажиров альянса в «Домодедово» для них будет организован бесплатный трансфер во «Внуково». В свою очередь, гендиректор авиакомпании «Атлант-Союз» Алексей Меницкий отметил, что планируется сдвинуть рейсы авиаальянса на 1,5–2 часа, чтобы все пассажиры на них успели, и сообщил о возврате денег за билеты всем пассажирам, которые отказались от полета авиакомпаниями AiRUnion. Однако новый аэропорт приписки может оказаться последним в летной практике компаний, входящих в AiRUnion.
Ранее Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) ввело ограничения на продажи перевозок авиакомпаниями альянса AiRUnion по зимнему расписанию и выдало предписание «Домодедовским авиалиниям», «КрасЭйру» и «Самаре» о неполном соответствии лицензионным требованиям в связи с задержкой рейсов, а также приняло решение с 30 сентября приостановить свидетельство эксплуатанта у этих компаний.
Однако путь прямого банкротства AiRUnion власти посчитали политически и экономически нецелесообразным. Вместо этого собственник AiRUnion госкорпорация «Ростехнологии», правительство Москвы и администрация Красноярского края по согласованию с правительством РФ объявили о намерении совместно создать новую объединенную авиационную компанию – ведущего оператора на рынке внутренних и международных авиаперевозок. Как сообщается в совместном заявлении сторон, основой для ее формирования станут маршрутные сети и воздушный парк авиакомпаний «Атлант-Союз», альянса AiRUnion, ГТК «Россия», «Кавминводыавиа», «Оренбургские авиалинии», «Саратовские авиалинии» и «Владивосток-Авиа». При этом контрольный пакет акций авиакомпании будет закреплен за ГК «Ростехнологии», на баланс которой в соответствии с указами президента Дмитрия Медведева будут переданы госпакеты акций альянса AiRUnion, а также авиакомпаний ГТК «Россия», «Кавминводыавиа», «Оренбургские авиалинии» и «Саратовские авиалинии». Основными аэропортами базирования и хабами объединенной авиакомпании будут выступать «Внуково» и красноярский «Емельяново».
Однако путь в новый авиаальянс для прежних владельцев входящих в него компаний может быть заказан. Ранее Генпрокуратура ставила вопрос о персональной ответственности за задержки рейсов AiRUnion лишь чиновников – главы Росавиации Евгения Бачурина и замминистра транспорта, председателя совета директоров «КрасЭйра» Александра Мишарина. Однако не исключено, что если госчиновники по результатам всех разбирательств отделаются дисциплинарными взысканиями и в худшем случае могут быть уволены, то частным акционерам–собственникам AiRUnion грозят вполне реальные финансовые и юридические последствия. Так, в Минтрансе уже заявили, что против частных акционеров AiRUnion во главе с гендиректором «КрасЭйра» Борисом Абрамовичем может быть заведено уголовное дело. Государство владеет 51% акций «КрасЭйра», 50,04% «Домодедовских авиалиний» и 46,5% «Самары» – эти пакеты передаются «Ростехнологиям». Братья Борис и Александр Абрамовичи владеют около 40% «КрасЭйра», 48,6% «Домодедовских авиалиний», около 50% «Самары», 70% «Омскавиа» и 100% «Сибавиатранса». В числе пострадавших могут оказаться и банки, в которых заложены акции «КрасЭйра». Ранее среди кредиторов «КрасЭйра» были Сбербанк, Банк Москвы, ВТБ, Альфа-банк, МДМ-банк, Газпромбанк.
Аналитик ИК «Финам» Дмитрий Баранов считает, что власти намерены создать подконтрольного государству авиаперевозчика и в связи этим угрозы в адрес владельцев «КрасЭйра» носят вполне реальный характер. «Какое-то расследование обязательно будет проведено, так как фактом является то, что деньги куда-то исчезали, да и налоги в авиакомпании вряд ли платились должным образом», – предположил аналитик, обратив внимание, что принадлежащая Абрамовичам венгерская компания Malev функционирует вполне нормально и к ней вопросов у венгерских контролирующих органов нет.
«Разумеется, надо провести расследование, так как в противном случае получится, что при создании нового авиаальянса фактически за счет налогоплательщиков будут раздаваться долги «КрасЭйра» и других задолжавших компаний», – сказал аналитик. По его словам, существует несколько сценариев развития ситуации вокруг «КрасЭйра»: например, власти могут обанкротить «КрасЭйр», размыть его долю в новом альянсе или в лучшем случае, предложить Абрамовичам заплатить долги компании. «Конечно, власти могут предложить Абрамовичам заплатить долги пропорционально их доле участия в «КрасЭйре» и после этого предложить им участие в новом альянсе, но я думаю, что этого не будет сделано, так как власти намерены создать почти государственного перевозчика, – считает аналитик. – Возможно, какие-то частные акционеры в новый альянс и будут приглашены, но вряд ли это будут Абрамовичи».