Карта-схема прокладки газопровода «Северный поток».
Источник: Nord Stream AG
Маршрут прокладки газопровода Nord Stream («Северный поток») на днях подвергся очередной корректировке. Вчера компания – оператор проекта подтвердила «НГ», что днем ранее было принято решение проложить маршрут южнее датского острова Борнхольм, в то время как до сих пор планировалось провести трубу севернее этого острова. Представители компании и эксперты не исключают, что нынешняя корректировка – далеко не последняя.
«Это не изменение маршрута, а небольшая корректировка в ходе его оптимизации, которая осуществлялась в течение последнего года, – пояснила вчера «НГ» официальный представитель компании Nord Stream AG Ирина Васильева. – Корректировка ограничится несколькими километрами в рамках маршрута протяженностью 1200 километров».
Изначально газопровод планировалось проложить южнее Борнхольма, однако после того как год назад выяснилось, что трасса может пройти по спорной польско-датской территории, а Варшава выступает непримиримым противником этого газопровода, был выбран обходной маршрут – севернее Борнхольма. Впрочем, новый вариант прокладки газопровода также подвергся массированной критике. На этот раз резко запротестовали экологи, которые обратили внимание на его небезопасность для судоходства и окружающей среды ввиду того, что к северу от Борнхольма имеются захоронения химического оружия. Теперь решено вернуться к южному варианту, при этом проложить его так, чтобы обойти все спорные участки.
Ранее компания сообщила, что новый путь получил название S-маршрута из-за своей более извилистой трассы – он является «результатом осторожной оценки множества факторов, таких как безопасность судоходства и экологии», а «обход от известных областей, куда сброшено обычное и химическое оружие, был высшим приоритетом в процессе выбора маршрута». При этом исследования проб грунта, которые прошли анализ в лабораториях Датского гидроинститута (DHI) и финского института VeriFin, показали, что новый S-маршрут станет более безопасным для экологии. Кроме того, несмотря на его извилистость, новая трасса окажется даже короче запланированной и менее проблемной, так как сократится количество пересечений с кабельными линиями и практически не будут затронуты заповедники, области интенсивного судоходства, рыболовства и туризма.
На вопрос о том, можно ли говорить, что маршрут после нынешней корректировки утвержден окончательно, представители оператора отвечают довольно уклончиво. «Оптимизация ведется также на некоторых других участках, например, в Финском заливе, – в совокупности нескольких километров, что никак не отразится на стоимости, сроках и т.д.», – пояснила «НГ» Васильева.
Опрошенные «НГ» эксперты, в свою очередь, уверены в том, что нынешние корректировки в проекте – далеко не последние. «Вопрос газопровода давно уже перешел из экономической плоскости в политическую, так что очередных проблем можно ждать когда угодно и прежде всего – от стран Прибалтики и Польши, занимающих наиболее жесткую позицию в отношении России», – считает аналитик ФК «Уралсиб» Михаил Занозин.
«То, что Nord Stream AG предлагает различные варианты маршрута газопровода, говорит о том, что идет интенсивный переговорный процесс со странами, чьи интересы может затронуть «Северный поток», – считает директор департамента Due Diligence компании «2К Аудит – Деловые консультации» Александр Шток. – А переговоры, в свою очередь, не исключают других корректировок маршрута».
По мнению экспертов, корректировки неминуемо приведут к сдвигу проекта по срокам реализации и его удорожанию, несмотря на заверения операторов. Напомним, что первоначально в «Газпроме» оценивали стоимость проекта в 6 млрд. евро, однако бывший канцлер Германии, а ныне председатель комитета акционеров Nord Stream AG Герхард Шредер в прошлом году назвал куда более серьезную цифру – 8 млрд. евро. Весной этого года и «Газпром» вынужден был скорректировать смету затрат, обозначив сумму в 7,4 млрд. евро.
«Естественно, что поиск компромиссных решений оттягивает срок реализации Nord Stream, и как следствие – увеличивается и его стоимость, – полагает Шток. – Впрочем, новости о реализации Nord Stream появляются достаточно регулярно, что говорит о том, что проект все же продвигается». По его словам, южный вариант обхода острова будет сложнее – так что название «S-маршрут» из-за множества изгибов участок возле Борнхольма он получил не случайно. «Таким образом, не исключено увеличение сметы проекта, – считает аналитик. – Однако новый маршрут будет короче северного, что сможет отчасти компенсировать затраты». Занозин со своей стороны полагает, что в случае продолжения падения сырьевых цен и следующих за этим снижением затрат на трубную продукцию в лучшем случае заявленная «Газпромом» сумма останется без изменений. В худшем – она снова увеличится, правда, насколько именно – пока не известно.