Скоро на муниципальных стоянках парковщики перестанут терроризировать москвичей.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
С 10 сентября число платных муниципальных парковок в Москве будет резко сокращено, а оставшиеся оснастят парковочными автоматами. Об этом вчера сообщили на специально созванной пресс-конференции столичные чиновники. На такие меры столичные власти вынудили пойти многочисленные злоупотребления со стороны структур, обслуживающих платные парковки. Там, где парковки сохранятся, водители вместо 100–500 руб. в час, незаконно взимаемых ныне парковщиками, будут платить автоматам 25–40 руб. по тарифу.
Организацией системы платных парковок столичные власти занялись в 1997 году, но за это время продукт их творчества так и не пришелся по душе москвичам и гостям столицы. Наконец-то признали это и власти. «За 10 лет, что у нас были платные парковки, люди много натерпелись: это и завышенные тарифы, угрозы водителям и многое другое», – заявил гендиректор ГУП «Городская служба платных парковок» Игорь Хохалев. Он сообщил о решении столичного правительства с 10 сентября убрать людей в жилетах с парковок, которые расположены вдоль московских улиц. «Сейчас больше никто на обочинах дорог Москвы не будет стоять в жилетах и брать деньги за парковку, если автолюбители увидят этих людей, то пусть они знают, что это мошенники», – рассказал Хохалев и посоветовал о случаях такого мздоимства сообщать по телефону «02».
Нововведения должны лишить работы около 300–400 человек, основной сферой деятельности которых были поборы с водителей с их последующим утаиванием от столичных властей. По всей видимости, именно последнее обстоятельство, а не жалобы водителей на поборы, и стало каплей, переполнившей чашу терпения столичных властей. Ведь еще в январе власти города как будто и не собирались полностью изничтожить парковщиков как класс, а всего лишь попытались перевести деньги из их карманов в городской бюджет, введя безналичную форму оплаты парковки с помощью паркоматов. Однако эффективность этой затеи оказалась равной нулю или, если быть точными, – 20%. То есть в среднем получалось, платной стоянкой на 10 машино-мест в течение дня пользовалось не более двух машин – доход от парковки остальных восьми уплывал в неизвестном направлении. В итоге в городскую казну попадало в среднем 5 млн. руб. в год, что и составляло 20% теоретического дохода и, как признал Хохалев, являлось не слишком значимой суммой для городского бюджета.
Впрочем, реформа не означает, что платные парковки в городе исчезнут окончательно. Просто вместо 116 платных парковок в городе останется лишь 15. Причем большая часть этого остатка будет расположена вокруг вокзалов, где установят такие же парковочные терминалы, как и в столичных аэропортах. Расценки на них, по словам Хохалева, вряд ли изменятся, и «в зависимости от района стоимость одного часа будет составлять 25, 30 и 40 рублей». Правда, главный столичный парковщик не исключил, что верхняя планка тарифа, если это пройдет согласования, может подняться до 50 рублей».
При этом столичные чиновники заверяют, что превращение платных муниципальных парковок в бесплатные не должно снизить количество парковочных мест в городе. Сейчас их насчитывается 3092. После реформы, как ожидается, останется 1285 платных машино-мест и около полутора тысяч бесплатных. «Мы не уменьшаем число мест для парковки, просто они станут бесплатными там, где будут стоять знаки, разрешающие парковку», – подчеркнул Хохалев. Стоит отметить, что речь идет только о муниципальных парковках на обочинах дорог, а не о территориях, закрепленных за торговыми центрами, ресторанами и банками.
Гендиректор «Финэкспертизы» Агван Микаелян считает, что нововведение столичных властей вряд ли будет иметь стопроцентный успех. «В целом я поддерживаю эту инициативу, но не бросался бы из крайности в крайность и сделал бы так, чтобы платные парковки соседствовали с бесплатными, на которых часами придется искать пустое место, – говорит эксперт. – Платные парковки, где служащие должны подыскать водителю место и помочь припарковаться, тоже имеют свои плюсы». «Водители – люди достаточно платежеспособные, поэтому, наверное, было бы разумнее оставить платные парковки, где будет комфорт и сервис, но уменьшить на них тарифы с 25–40 рублей в час до 50 рублей в день», – говорит Микаелян.
Не приближает это нововведение и решение проблемы пробок. Как отметил в ответ на вопрос «НГ» Игорь Хохалев, место парковок и стоянок в борьбе с пробками будет определено в разрабатываемой сейчас Центром организации дорожного движения отдельной концепции, но пока, констатировал чиновник, преждевременно говорить о том, как удастся решить эту проблему. Пока же в Москве работает только одна перехватывающая парковка, да и то она расположена слишком близко в центру и на 80% используется не приезжающими в город автомобилистами, а окрестными жителями.
Впрочем, Микаелян считает, что идеального варианта решения транспортных проблем в столице не существует, а успешный мировой опыт в чистом виде для России не подходит, так как у россиян иная ментальность, чем у большинства европейцев. «Все опросы, которые проводят в Москве, показывают, что для того, чтобы народ перестал ездить в центр, плата за въезд в него должна быть выше полутора тысяч рублей», – напомнил Микаелян. «Если и брать мировой опыт, то надо его сильно комбинировать, а еще лучше спросить самих жителей, что для них лучше», – полагает эксперт.