Россия обещает согласиться с новыми правилами инвестиций для суверенных фондов, о создании которых вчера заявил Международный валютный фонд (МВФ). В крупнейших национальных фондах, куда входят и российские Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, сегодня сосредоточено около 3 трлн. долл., и США не раз высказывали тревогу по поводу их инвестирования. Согласие России на правила МВФ, по мнению экспертов, уменьшит риск финансовой изоляции Москвы. В то же время правила МВФ никак не усилят гарантии сохранности самих суверенных фондов.
Полный список правил инвестирования иностранных резервных фондов МВФ пока не опубликовал. Однако источник в правительстве России заявил Интерфаксу, что Москва находит эти правила приемлемыми и планирует к ним присоединиться.
«Рабочая группа, в которую входят представители разных стран, одобрила проект правил. Дальше страны рассмотрят эти документы на уровне правительств и примут решения, присоединяются они к ним или нет», – пояснил российский чиновник. По его словам, «Россия принимала участие в обсуждении свода правил, и в целом мы одобряем подготовленный вариант и намерены к нему присоединиться». Представитель правительства уточнил, что выработанные МВФ правила – это не юридически обязывающий к чему-то документ, а «выжимка из накопленного опыта и хорошей практики деятельности таких фондов».
Как уточнили в МВФ, общие принципы инвестирования включают добровольное рамочное соглашение, в котором содержатся инструкции по управлению, принципам отчетности, по осуществлению инвестиционной деятельности суверенными фондами благосостояния. Согласие относительно принципов отчетности и прозрачности фондов было достигнуто на заседании рабочей группы МВФ, которая 1–2 сентября проводила встречу в Чили. МВФ, который уже несколько месяцев осуществляет анализ роли фондов национального благосостояния в мировой экономике, поддержал предложение по подготовке добровольного свода принципов деятельности нацфондов. Проект этого рекомендательного документа теперь должен быть принят правительствами стран, обсужден на осенней сессии МВФ в октябре и затем опубликован.
В рабочую группу МВФ (International Working Group of Sovereign Wealth Funds) входят представители 23 стран, в том числе США, Австралии, Азербайджана, Бахрейна, Ботсваны, Канады, Чили, Китая, Экваториальной Гвинеи, Ирана, Ирландии, Южной Кореи, Кувейта, Ливии, Мексики, Новой Зеландии, Норвегии, Катара, Вьетнама, Сингапура, Омана, ОАЭ, Саудовской Аравии, а также России.
По оценкам МВФ, объем суверенных фондов вырастет в течение 5 лет с нынешних 3 трлн. до 6–10 трлн. долл. Самыми крупными фондами национального благосостояния владеют Китай, Кувейт, Норвегия, Россия, Саудовская Аравия, Сингапур, ОАЭ.
«Эти принципы привнесут более ясное понимание институциональной основы, управления, инвестиционной деятельности, осуществляемой суверенными фондами, таким образом стимулируя доверие к международной финансовой системе», – считают сопредседатели рабочей группы замминистра финансов Абу-Даби и директор инвест фонда этой страны Хамад Аль-Сауади и советник директора департамента рынков капитала МВФ Джейми Каруана.
Между тем в США опасаются неконтролируемого притока инвестиций суверенных фондов. «Суверенные фонды не являются обычными инвесторами. Их связи с зарубежными правительствами создают потенциальную возможность того, что они будут использованы для оказания политического давления, манипулирования рынками, получения доступа к чувствительным технологиям или для подрыва экономических конкурентов», – заявил сенатор Лугар на слушаниях в Конгрессе США в июне. По его мнению, конгрессмены должны срочно выяснить, располагает ли правительство США «необходимыми ресурсами и экспертизой для того, чтобы эффективно ответить на политические сложности, связанные с суверенными фондами».
Нынешний кандидат в вице-президенты от демократов сенатор Джозеф Байден сообщил, что «ряд старших официальных лиц в администрации США считают суверенные фонды серьезной угрозой». По словам Байдена, «директор национальной разведки США Майкл Макконнелл заявил в своих показаниях в Сенате в феврале, что «встревоженность в отношении финансовых возможностей России, Китая и государств ОПЕК, а также потенциальное использование ими своего доступа к рынкам в качестве финансовых рычагов для достижения политических целей представляют собой значительную проблему в сфере национальной безопасности». «Мы уже видели признаки того, что Россия, возможно, использует свой фонд для продвижения стратегических интересов, когда она недавно проявила интерес к приобретению большой доли в головной корпорации, владеющей компанией Airbus», – подчеркнул Байден.
Российские эксперты считают, что согласие Москвы на правила МВФ помогут России избежать финансовой изоляции. Однако никак не гарантируют сохранность ее государственных резервов.
«Участие России в согласовании общих правил поможет ей избежать каких-либо избирательных финансовых ограничений или санкций, к которым могли бы прибегнуть США», – считает начальник аналитического отдела компании ITinvest Дмитрий Пушкарев. По его словам, новые правила инвестирования вряд ли будут включать хоть какую-то возможность отказа от исполнения обязательств со стороны правительства США. Однако некоторые эксперты допускают и такое развитие ситуации. «Еще недавно американские госбумаги считались абсолютно надежным инструментом, а сегодня уже нельзя исключать и дефолта по казначейскими бумагам США», – замечает начальник отдела рыночного анализа Собинбанка Александр Разуваев. По его словам, следование новым правилам МВФ никак не уменьшит риск потери российских государственных резервов в условиях кризиса финансовой системы США.