Московский арбитражный суд вчера не подтвердил обоснованность требования Федеральной налоговой службы (ФНС) к терпящему бедствие авиаперевозчику «Крас-Эйр» доплатить 730 млн. руб. утаенных налогов за 2004-2005 годы. Об этом сразу после заседания суда объявила пресс-служба авиальянса AirUnion, крупнейшим участником которого выступает «КрасЭйр». Решение арбитража вряд ли серьезно облегчит общее плачевное положение авиаальянса. Долги AirUnion оцениваются примерно в 1 млрд. долл., и все большее число аэропортов отказывается обслуживать его самолеты до погашения задолженности.
Вчера Арбитражный суд Москвы не подтвердил налоговые претензии со стороны ФНС к авиаперевозчику «КрасЭйр» на сумму 730 млн. руб., якобы утаенных от уплаты в 2004-2005 годах. Впрочем, претензии налоговиков не ограничиваются 2004 годом. ФНС считает, что в 2004–2006 годах компания утаила от уплаты около 1,5 млрд. руб. налоговых платежей. Московский арбитраж продолжит по иску «КрасЭйр» к ФНС рассмотрение налоговых претензий по 2005–2006 годам.
Между тем налоговые претензии – лишь малая толика проблем AirUnion. Из-за больших долгов входящих в него компаний наземным службам все чаще аэропорты отказываются обслуживать самолеты входящих в альянс компаний. В частности, с 1 сентября лайнеры «КрасЭйр» до погашения долгов отказались обслуживать аэропорты «Сочи», «Краснодар» и «Анапа». Из-за отсутствия топлива вчера в середине дня были задержаны вылеты как минимум 10 лайнеров «КрасЭйр».
Несмотря на то что самолеты альянса в массовом порядке систематически задерживаются в различных аэропортах вот уже две недели и иногда задержки достигают нескольких суток, власти не в состоянии пока нормализовать ситуацию. Полную беспомощность проявляют Минтранс и Росавиация. Впрочем, руководитель пресс-центра AirUnion Ольга Трапезникова придерживается другого мнения. По ее словам, представители Минтранса и Росавиации ведут активные переговоры с аэропортами и решают топливные проблемы альянса.
Ранее для разрешения кризисной ситуации планировалось привлечь другие авиакомпании, чтобы они помогли AirUnion справиться с пассажиропотоком. В частности, речь шла о том, что Минтранс договорился о перевозке клиентов «КрасЭйр» бортами «Аэрофлота», «S7 Airlines» и «Трансаэро» на свободных местах. Однако «S7 Airlines» отказалась от участия в этой акции, поскольку руководство компании сомневается в том, что деньги за перевозку пассажиров «КрасЭйр» им впоследствии вернут.
«S7 Airlines» приняла решение не перевозить пассажиров по передаточным манифестам в счет взаимозачетов, поскольку не уверена, что авиакомпании альянса покроют наши затраты на перевозку», – сообщил вчера «НГ» руководитель пресс-службы компании Кирилл Алявдин. Он подчеркнул, что «S7 Airlines» не получает дотаций и льгот от государства и не может себе позволить иметь безнадежную дебиторскую задолженность. «Вероятность того, что нам вернут деньги за пассажиров AirUnion, крайне низка, при этом нам необходимы деньги на закупку топлива и наземное обслуживание судов», – подчеркнул представитель пресс-службы. В то же время, по словам Алявдина, в первые несколько дней кризиса «S7 Airlines» перевезла около 600 пассажиров компании AirUnion, которые купили билеты сами.
Эксперты пока не готовы сказать, как долго еще в условиях бездействия властей будут продолжаться мучения пассажиров AirUnion. «Происходящее вокруг AirUnion может длиться сколь угодно долго, пока компания не найдет где-то деньги или ее не обанкротят, поскольку долг у них феноменальный – около 1 миллиарда долларов, – отмечает управляющий партнер Stas Marketing Partners Андрей Стась. – В интересах государства, на мой взгляд, обанкротить AirUnion, забрать его себе, а затем начать процесс оздоровления». В то же время эксперт предполагает, что сейчас власти могут намеренно обострять ситуацию вокруг входящих в AirUnion авиакомпаний, чтобы выжать из альянса частных инвесторов, доведших компанию до плачевного состояния. Отметим, что новый владелец AirUnion госкорпорация «Ростехнологии» также фактически устранилась от решения долговых проблем альянса.