Между Россией и Турцией чуть было не разгорелась настоящая таможенная война. По сообщениям турецких СМИ, на российской границе с конца прошлой недели были задержаны «тысячи турецких грузовиков». Причиной задержек послужило ужесточение таможенного режима российской стороной, последовавшее вслед за разрешением Анкары на проход через Босфор в Черное море американским военным кораблям. Вчера Анкара поспешила опровергнуть заявление госминистра правительства Турции Кюршата Тюзмена, который призвал к аналогичным ответным шагам в отношении российских товаров. Эксперты уверены, что осложнение торговых отношений невыгодно в настоящее время ни одной из сторон.
«О введении для российских товаров «красного коридора» речи не идет», – сообщил вчера турецкий вице-премьер Джемиль Чичек, комментируя сделанное днем ранее Кюршатом Тюзменом заявление о том, что в ответ на действия российских таможенников грузы из России также будут досматриваться очень тщательно. «Госминистр предложил правительству ввести подобные меры, но мы эту инициативу не поддержали, – подчеркнул замглавы правительства. – Россия для Турции – очень важный партнер, и мы хотим, чтобы наши отношения продолжались самым активным образом». Он также добавил, что ситуация с проверками турецких грузов на российской таможне находится под постоянным контролем властей, продолжаются контакты на всех уровнях, чтобы урегулировать существующие проблемы.
Судя по всему, и Москва решила не обострять дальше торговые отношения с Анкарой. В понедельник глава управления общественных связей ФТС Александр Смеляков заявил, что таможенная служба России пока не располагает информацией о значительной задержке в оформлении грузового автотранспорта на границе России и Турции. По его словам, ФТС запросила информацию с таможенных постов по поводу возможного задержания грузовиков, но конкретных цифр и данных по состоянию на понедельник не было. «Мы пытаемся разобраться в ситуации, но хочу отметить, что целенаправленной работы по задержанию турецких товаров Федеральная таможенная служба не проводит», – отметил Смеляков. В свою очередь, другой представитель ФТС – Владимир Зубков в тот же день заметил, что отдельные факты задержек товаров турецкого происхождения отмечались. Впрочем, вину за задержки он возложил на попытки российского бизнеса использовать серые схемы ввоза турецких товаров в нашу страну. В качестве примера чиновник привел недавний случай в аэропорту «Шереметьево», когда, по его словам, 130 прилетевших из Стамбула пассажиров отказались проходить таможенный контроль и сдали багаж, который до сих пор не оформлен, на склад временного хранения. В «Домодедове» невостребованным осталось шесть тонн багажа после одного стамбульского рейса, во «Внукове» была брошена еще тонна товара.
Продемонстрированное Москвой и Анкарой нежелание раздувать таможенный конфликт свидетельствует о том, что Россия и Турция не заинтересованы сейчас в обострении двусторонних отношений. Москва на фоне критики со стороны Евросоюза и США и под угрозой введения санкций из-за событий в Грузии в последние дни явно смягчила свою позицию и стремится продемонстрировать максимальное дружелюбие, чтобы не оказаться в изоляции. У Анкары, в свою очередь, слишком много в России бизнес-интересов, что также заставляет ее отказываться от резких шагов.
По мнению экспертов, в случае обострения приграничного конфликта и его перерастания в полномасштабную торговую войну более серьезные потери понесла бы турецкая сторона. В структуре российского экспорта в Турцию преобладают сырьевые товары: на продукцию ТЭК приходится более 62%, металлоизделия – более 28%, химические товары – 4%, древесину и целлюлозно-бумажную продукцию – 2,4% и сельхозтовары – 1,6%. Большая часть этих товаров не требует сложного таможенного оформления на границе, при этом турецким потребителям было бы непросто найти им замену. В то же время Турция поставляет в Россию продукцию более высокой переработки: текстиль и текстильные изделия, машины и транспортные средства, товары химической промышленности и продовольствие. Найти для них альтернативные рынки сбыта значительно сложнее, чем для поставляемого в Турцию российского сырья.
Кроме того, в России в настоящее время работает более 150 турецких строительных фирм, которые с конца 80-х годов построили в нашей стране около 800 объектов. Они уже и так немало пострадали из-за российско-грузинского кризиса. В частности, в ожидании охлаждения отношений России с Турцией и возможной потери российского рынка с 8 августа – даты начала конфликта – крупнейшая строительная компания Турции Enka Insaat & Sanayi потеряла более 20% своей капитализации. Причина в том, что более половины ее активов, так же как и строительных заказов, размещены в России и странах СНГ. После объявления о замораживании отношений России с НАТО инвесторы начали спешно выводить из нее свои средства.
Сегодня любые осложнения в отношениях России, НАТО и Евросоюза рассматриваются сквозь призму конфликта в Грузии, именно поэтому к данной проблеме в российско-турецкой торговле оказалось приковано повышенное внимание, считает директор департамента Due Diligence компании «2К Аудит – Деловые консультации» Александр Шток. «Впрочем, учитывая, что ситуация быстро разрешилась, ее можно отнести к обычным рабочим моментам, – считает эксперт. – Осложнение торговых отношений между Россией и Турцией невыгодно ни одной из сторон. Россия в основном экспортирует в Турцию энергоносители, и многие компании этого сектора считают турецкий рынок весьма перспективным. В частности, недавно «ЛУКОЙЛ» приобрел сеть заправок в стране, а «Газпром» подписал долгосрочный контракт на поставку газа. Помимо прочего Турция для России является удобным коридором для развития торговых отношений с другими странами, прежде всего странами севера Африки и Ираном. В этой связи потеря Турции как хорошего соседа для России весьма нежелательна». Тем более осложнения в отношениях с Москвой, которая является одним из основных торговых партнеров, невыгодно Анкаре, уверен аналитик.