Глава МИД Великобритании Дэвид Милибэнд (в центре) решил сыграть первую скрипку в формировании нового антироссийского альянса.
Фото Reuters
Формирующаяся на Западе антироссийская коалиция может нанести чувствительные удары по экономическим планам и интересам Москвы. Вчера Эстония призвала Евросоюз «пересмотреть весь спектр отношений с Россией», а накануне британский МИД объявил о создании коалиции по противодействию «агрессии России в Грузии». При самом плохом сценарии жертвами санкций могут стать проекты газо- и нефтепроводов, а также планы экспансии российских компаний за рубежом. Не исключено также появление внутри России бизнес-оппозиции, заинтересованной в сотрудничестве с Западом.
Список санкций члены антироссийской коалиции пока еще только вырабатывают. Но по логике конфликта их перечень должен постепенно расширяться, а сами санкции – становиться все более болезненными. Такая перспектива заставляет задуматься и о самом плохом сценарии, которой, возможно, и не будет реализован. Накануне глава МИД Великобритании Дэвид Милибэнд объявил о создании коалиции по противодействию «агрессии России в Грузии». «Я провожу переговоры с международными партнерами┘ чтобы обеспечить создание максимально широкой коалиции против агрессии России в Грузии», – процитировала слова министра сотрудница ведомства.
Первой жертвой антироссийских санкций, как известно, стал процесс присоединения России к ВТО. Однако эта потеря может оказаться самой безболезненной для России. Гораздо более чувствительной может стать технологическая изоляция России, негласный запрет на экспансию российских предприятий, а также отказ от совместных экономических проектов. Пока страны ЕС не отказываются от участия в строительстве газопроводов «Северного потока» и «Южного потока». Однако эксперты «НГ» не исключают и такого развития событий. Кроме того, антироссийская коалиция может начать поддержку недовольных изоляцией групп российского бизнеса, а также стимулировать массовую эмиграцию специалистов из России. Еще одним рычагом давления на Россию может стать искусственное обострение позиции транзитных стран – Украины и Белоруссии, которые также способны выдвинуть неприемлемые для Москвы требования.
«Пока последствия противостояния с Западом выражаются главным образом в оттоке иностранного капитала из страны. Сегодня спекулятивные средства уже по большей части выведены, что и обвалило местный фондовый рынок. Но это полбеды. Теперь можно ожидать сокращения прямых иностранных инвестиций – примерно на 15–20% по сравнению с уровнем 2007 года. Кроме того, произойдет ужесточение условий кредитования российского бизнеса», – считает замначальника аналитического департамента «Арбат Капитал» Алексей Павлов. Это уже более серьезные неприятности, которые негативно скажутся на темпах роста ВВП, поскольку внутри страны есть дефицит длинных инвестиционных средств и российский экономический рост во многом дотировался за счет зарубежного капитала.
«Российскому бизнесу нужно готовиться к новым ограничениям на покупку активов за рубежом. Победителями тендеров и конкурсов теперь будут не российские компании, а их иностранные конкуренты. Наверняка столкнется с проблемами и оборонный экспорт», – считает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. По его словам, весьма вероятно возобновление антидемпинговых расследований против российских экспортеров – прежде всего металлургических компаний.
«Появление новых препятствий на пути экспансии российского капитала выглядит наиболее реалистично. Кроме того, вероятно введение ограничений в сфере торговли, уменьшение квот и введение пошлин на импорт российских товаров», – считает Алексей Павлов.
Что касается замораживания российских активов, то, как считает Николаев, эта мера потребует доказательств их преступного происхождения, связи с наркобизнесом или торговлей оружием. Впрочем, пока арест российских активов большинство экспертов «НГ» считают маловероятным. «Многие иностранные компании – в частности, производители автомобилей и продуктов питания – имеют активы в Росси, и этот факт может остановить планы по замораживанию российских активов за рубежом».
Антироссийские санкции могут наложиться на последствия «естественного» кризиса мировой экономики. «Сочетание падения цен на товары российского экспорта, технологической изоляции и массовой эмиграции может оказаться для России чрезвычайно болезненным», – считает аналитик компании «Открытие» Халиль Шахмаметьев. По его словам, западные страны могут стимулировать эмиграцию из России, сочетая эту меру с изоляцией в сфере доступа к технологиям. «Аналогичная ситуация была в 70–80-е годы, когда СССР столкнулся с необходимостью модернизации экономики. При этом ограничение доступа к технологиям послужило серьезным фактором ослабления Советского Союза», – напоминает эксперт. Выталкивание России из клуба успешных стран, по словам Шахмаметьева, встретит сопротивление элит, которые будут стремиться к расширению контактов с западными странами, что, в свою очередь, создаст почву для «цветной революции» или «цветного переворота» в России.
«Не исключено появление новых разногласий в энергосфере с Украиной и Белоруссией, хотя прекращение поставок газа в Европу никому из экпортеров, импортеров и транзитных стран не выгодно», – считает начальник отдела аналитики компании «КапиталЪ» Сергей Карыхалин. «Изоляция России от внешнего мира вкупе с кризисом в мировой экономике и обвалом цен на энергоносители может сделать ситуацию в стране похожей на кризис начала 90-х», – говорит Карыхалин.
«В наихудшем сценарии НАТО может превратиться в новый инструмент сдерживания России», – полагает директор программ России и стран СНГ Германского совета по внешней политике Александр Рар. По его словам, такой шаг приведет к многолетней конфронтации. Через Кавказ будет проходить новый фронт по образцу берлинской стены, которая отделяла «свободный» мир от России. Подобный негативный сценарий, по мнению Рара, включает блокировку проектов «Северный поток» и «Южный поток», отказ от российского газа, переключение Европы на ресурсы Центральной Азии и Алжира, а также расширение газопровода Nabucco. Кроме того, дело может дойти и до постоянного патрулирования натовскими войсками Балтийского моря и Черноморского региона. Подобный вариант развития событий, по мнению Рара, включает также лишение российских политиков заграничных виз по аналогии с Белоруссией и блокировку транзита между Калининградом и Россией.