Максиму Медведкову не так-то просто пересматривать результаты многолетней работы на переговорах по ВТО.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
Минэкономразвития проводит ревизию двусторонних соглашений России с другими государствами об условиях допуска нашей страны в ВТО. О том, как проходит этот процесс и перспективах его завершения, рассказал «НГ» главный переговорщик России по ВТО, директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков.
– Заявление о намерении правительства заморозить или даже разорвать ряд двусторонних соглашений с другими государствами по ВТО порождает вопрос о том, насколько масштабной будет ревизия указанных договоренностей?
– Мы изначально не предполагаем разрывать какие-либо соглашения. Речь идет о пересмотре отдельных договоренностей и только в том случае, если их не удастся изменить, только тогда можно будет говорить о выходе России из них. В данном случае, как и в ситуации с любыми другими соглашениями, мы начнем консультации, по итогам которых можно будет принять решение о дальнейших действиях. Причем речь идет о тех соглашениях, которые Москва выполняет уже сейчас, еще до присоединения к ВТО. Причем их изменение рассматривается только в том случае, если выполнение этих обязательств дискомфортно для российской стороны.
– Поясните, пожалуйста, о каких конкретно соглашениях сейчас идет речь?
– Пока нет окончательных результатов анализа, который мы сейчас проводим, нельзя определенно сказать, по каким соглашениям возможны изменения. Все они касаются режима торговли товарами. Не думаю, что количество соглашений, в которые внесут изменения, будет сколь-либо значительным. Таких договоров всего около 10–12, а тех, в которые мы, возможно, предложим внести изменения, будет существенно меньше. Мы планируем затронуть только проблемные договоренности.
– Как скоро будет завершен анализ соглашений и определен список проблемных договоренностей и кто будет выступать в роли переговорщиков от России?
– Анализ, я думаю, мы сможем провести достаточно быстро – в течение одной, максимум двух недель. Решения же будут приниматься по итогам консультаций с партнерами. Российскую сторону в ходе переговоров представляет наше правительство, поскольку именно оно и заключало соглашения. Все будет проведено в соответствии с нормами международного права. Полагаю, что уже к концу сентября мы получим ясную картину по вопросу соглашений.
– Многие эксперты говорят, что большинство заключенных соглашений выгодны для Москвы. По каким критериям будут выбираться проблемные договоренности?
– Мы не ставим задачу пересмотреть соглашения просто ради пересмотра. Существующая проблема возникла не вчера. Мы пошли на некоторые уступки и внесли изменения в свой торговый режим, полагая, что процесс присоединения к ВТО быстро завершится. Сейчас, выполняя некоторые обязательства, мы платим за воздух, не получая преимуществ вступления в торговую организацию. Понятно, что процесс присоединения связан с уступками – необходимо внести определенную плату в виде снижения тарифов и либерализации торговли. Москва готова к этому, но после присоединения к ВТО. Однако соглашения, выполняющиеся Россией еще до вступления в организацию, среди которых есть дискомфортные для нашей страны, мы имеем полное моральное право изменить. Договоренности, от которых мы выигрываем, а также нейтральные вполне себя оправдывают и пересматривать их никто не собирается.