Вчера Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обнародовала вердикт в отношении «Мечела», обвиненного в июле премьером Владимиром Путиным в завышении цен на коксующийся уголь на внутреннем рынке. Покаявшийся и пообещавший исправиться «Мечел» отделался легким испугом. ФАС признала группу «Мечел» нарушившей закон о защите конкуренции. Теперь, как заявил на брифинге руководитель ведомства Игорь Артемьев, компания будет обязана существенно снизить цены на коксующийся уголь и уплатить штраф, который будет «ниже среднего».
Учитывая активное сотрудничество компании с антимонопольным органом, штраф в отношении «Мечела» будет «ниже среднего», сказал Артемьев, напомнив, что размеры санкций в данном случае варьируются от 1% до 15% годового оборота от продаж коксующегося угля за 2007 год. Утром в четверг ФАС распространила сообщение, в котором информировалось, что ведомство признало группу компаний «Мечел» нарушившей Закон «О защите конкуренции» в части создания дискриминационных условий для отдельных потребителей продукции; экономически и технологически не обоснованного отказа от заключения договора на поставку продукции; установления, поддержания монопольно высокой цены товара.
Однако при расчете штрафа, как подтвердил Артемьев, ФАС учла признание группой компаний «Мечел» факта нарушения запретов, а также оказанное содействие в проведении расследования и принятые меры по устранению нарушений и их последствий. «Многие наши компании стараются либо продавать всю продукцию за рубеж, либо работать по схеме Net-Back, когда внутренние цены равны мировым», – сказал Артемьев, подчеркнув, что «при нашей дешевой рабочей силе и ресурсах внутренняя цена должна быть ниже мировой».
Отвечая на вопрос «НГ» о дальнейшей судьбе «Мечела», Игорь Артемьев отметил, что конкретный размер штрафа должна определить комиссия ФАС на будущей неделе, и по существу дела у ведомства пока нет вопросов к руководству компании.
Формально вердикт ФАС подводит черту под делом «Мечела», неприятности которого начались 24 июля этого года, когда Владимир Путин порекомендовал ФАС заняться бизнесом Игоря Зюзина, заявив, что при экспорте коксующегося угля через офшорные компании в Швейцарии цены на него занижались вчетверо по сравнению с внутренними, и компания уходила от налогов. В результате в тот же день американские долговые расписки (АДР) «Мечела» упали на 37,6% – до самого низкого уровня с 2004 года, когда бумаги компании стали торговаться на Уолл-стрит, а инвесторы потеряли 5 млрд. долл. Через неделю премьер назвал цифры: 1100 и 4100 руб. соответственно. Выполняя поручение премьера, ФАС возбудила дела в отношении компаний «Мечела», а также компаний «Распадский уголь» и «Евраз Холдинг». Эти компании контролируют более половины рынка коксующегося угля. Изначально Игорь Артемьев предупредил, что если «Мечел» начнет сотрудничать с ФАС, то к компании будет применен минимальный оборотный штраф –1% выручки от продажи коксующегося угля. Кроме того, эксперты предполагали, что «Мечелу» предложат снизить внутренние цены на уголь на 30%.
Вердикт ФАС вызывает сдержанный оптимизм у экспертов. «Размер штрафа мог составить от 8 до 120 млн., – заявил «НГ» аналитик Альфа-банка Максим Семеновых. – Раньше ФАС не выносила таких огромных штрафов, хотя уже ясно, что его размер будет ниже верхней границы».
По его словам, изначально важен был не сам размер штрафа, а то, насколько конструктивным будет расследование. И если теперь в деле поставлена точка, то можно сказать, что «компания отделалась легким испугом». Позитив по «Мечелу» приободрил инвесторов, фондовые индексы отыгрывали произошедшие накануне потери. Акции «Мечела» и ее дочерних фирм выросли примерно на 5,5%. «Если речь идет о том, что власти хотели просто привести деятельность компании в соответствие с законодательством в ситуации, когда очень быстро растут цены на сталь и на сырье, и при этом возникает уверенность, что политической окраски в этом деле нет, то рынок будет положительно реагировать на происходящее», – заключил Максим Семеновых.