Большой бизнес должен неукоснительно платить налоги. И государство в этом вопросе не намерено отступать ни на шаг. Именно эту мысль подтверждают июльские санкции налоговиков в отношении структур, базирующихся в международном аэропорту «Домодедово». Как известно, этот самый большой российский аэропорт, один из лучших в Европе, по статусу является крупнейшим налогоплательщиком. Однако расчеты с государством давно уже стали его узким местом.
На нашей памяти немало скандалов, связанных как с приватизацией «Домодедово», так и с недоплатами бюджету. Немало претензий ранее предъявлялось, к примеру, ОАО «Авиакомпания «Домодедовские авиалинии» (ОАО «ДАЛ»), ныне попавшей в фокус проверок Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 6.
Напомним, что спор государства с авиакомпанией начался с очень неприятных для нее выводов Счетной палаты. По результатам аудиторской проверки, проведенной еще в 2003 году, выяснилось, что казенные активы ОАО «ДАЛ» (51% акций которого являются государственными) были отчуждены в счет погашения задолженности перед компаниями группы «Ист-Лайн». Как заявил тогда аудитор СП Владислав Игнатов, ОАО «ДАЛ» фактически лишилось всех своих лайнеров и «продолжает летать, арендуя свои бывшие самолеты у новых владельцев». Тогда и выявилось, что между названной авиакомпанией и коммерческими структурами аэропорта «Домодедово» были заключены кабальные для государства и экономически не обоснованные договоры, в конечном счете после проверок обернувшиеся огромными долгами бизнесменов.
21 января нынешнего года Десятый арбитражный суд частично удовлетворил исковые требования «Росимущества», признав недействительными целый ряд сделок, заключенных между ОАО «Авиакомпания «Домодедовские авиалинии» и структурами, входящими в группу компаний «Ист-Лайн», которая является управляющей компанией аэропорта. Однако до полного возвращения домодедовских долгов государству, по-видимому, еще далеко.
Это подтверждают и решение о привлечении «Домодедоских авиалиний» к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное налоговыми органами 4 июля 2008 года. Проверяющая инспекция, в частности, установила, что в нарушении положений Налогового кодекса РФ авиакомпания в 2004–2005 годах неправомерно уменьшила полученные доходы на суммы расходов в виде убытка от реализации амортизируемого имущества – в том числе воздушного судна Ил 96-300. В итоге только по этой статье за два года авиакомпания недоплатила государству более 33 млн. руб.
Общая сумма, которую должны вернуть бюджету бизнесмены, еще более впечатляющая. Недоимка, согласно решению от 4 июля, составила более 231 млн. руб. А с учетом 73 млн. руб. пени и штрафов по решению Межрегиональной инспекции налоговой службы по крупнейшим налогоплатильщикам № 6 уплате подлежит 346 231 080 руб. – очень ощутимая, надо сказать, расплата за вольное обращение с налоговым законодательством.
Не менее жарким получился спор по выплатам долгов государству вышеназванной инспекции с другой домодедовской организацией, подвергнутой проверке в те же сроки, – с закрытым акционерным обществом «Международный аэропорт «Домодедово» (ЗАО «МАД»), которое является структурой группы «Ист-Лайн». ЗАО оспаривало составленный в апреле с.г. акт выездной налоговой проверки, в результате чего были проведены дополнительные мероприятия налогового контроля. В итоге, как и в случае с авиапредприятием, было принято решение о привлечении ист-лайновской структуры к ответственности за совершение налогового правонарушения.
По данному решению налоговики предложили ЗАО «Международный аэропорт «Домодедово» уплатить недоимку в размере 163 093 312 руб. А с учетом неизбежных при этом штрафов за налоговые прегрешения и пени общая сумма выплат по решению инспекции составляет более 219 млн. руб.
Конечным выводом, который можно сделать по результатам долгой и кропотливой работы налоговых органов в «Домодедово», является то, что «золотые времена», когда бизнесмены могли вольно обращаться с отчислениями государству или, скажем, мошенничать с арендой или лжеремонтом авиадвигателей, подходят к концу. И Налоговый кодекс РФ ставит заслон на пути незаконного «навара», все реальней становясь инструментом цивилизованных отношений между государством и бизнесом, а порой и кнутом для ищущих в нем лазейки. Но как говорили древние: «Закон суров, но это есть закон!» И проверки в «Домодедово» доказывают это.