Резко взлетевшие цены на бензин заставляют подумать о поиске альтернативы автомобилю как средству передвижения.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Надежды правительства и населения, что с окончанием бурного роста цен на продовольствие инфляция войдет в запланированные рамки и перестанет повышаться темпами выше 1% в месяц, пока что не сбываются. Вчера Росстат опубликовал данные, согласно которым на смену стремительному подорожанию продовольствия пришел сверхбурный рост цен на промышленные товары. В июне цены на продовольствие и платные услуги выросли всего на 1,1%, зато промышленные товары подорожали сразу на 4,9%. Решающий вклад в подорожание промышленной продукции внесли нефтепродукты. За месяц бензин подорожал на 12,9%, а бытовой керосин – вообще на 32,9%. В результате инфляция в июне по отношению к июню прошлого года составила 15,1%.
В целом за период с января по июнь цены производителей повысились на 17% против 14,6% в первом полугодии 2007 года. Наибольший прирост по итогам июня наблюдался в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых: цены на сырую нефть и нефтяной попутный газ выросли на 12,7%, каменный уголь, бурый уголь и торф – на 6%. Среди обрабатывающих производств существенно выросли цены на нефтепродукты: осветительный керосин подорожал на 32,9%, топочный мазут и дорожный жидкий нефтебитум – на 13,3%, автомобильный бензин – на 12,9%, дизельное топливо – на 11,4%.
В металлургическом производстве существенно подорожали чугун и доменные ферросплавы – на 24,4%, полуфабрикаты для переката – на 17,9%. В химическом производстве цены в среднем выросли на 5%: синтетический каучук подорожал – на 4,9%, удобрения и азотные соединения – на 4,8%, глицерин, мыло, моющие, чистящие и полирующие средства – на 3,4%. В производстве, передаче и распределении электроэнергии на 3% повысились тарифы на электроэнергию собственного производства.
По мнению опрошенных «НГ» экспертов, ничего положительного в этих показателях для экономики нет. Успокаивает лишь одно – рост инфляции в секторе промышленного производства напрямую не приведет к катастрофическим последствиям и существенному изменению общей картины потребительского рынка.
«Рост цен промпроизводителей оказывает не очень сильное влияние на потребительские цены, где значительную роль играет все-таки продовольствие, которое на 50% зависит от импорта и курсовой разницы валют, – говорит старший экономист ФК «Уралсиб» Владимир Тихомиров. – Конечно, обнародованные данные показывают однозначно существенный рост, однако бензиновые цены не будут влиять катастрофически на общую картину. Я бы не стал утверждать, что последует какой-то новый скачок». Другое дело, считает аналитик, что рост цен производителей негативно скажется на экономической активности и положении экспортеров, которых внутренний рост цен на продукцию затронет больше других. Что же касается общей инфляции, то прогноз Тихомирова на конец года – 12,6%. «Сегодня наблюдается небольшое, но все же снижение мировых цен на продовольствие, плюс играет свою роль сезонный фактор, – отметил аналитик. – К тому же в первом полугодии Центробанк изменил свою политику и стал довольно активно сдерживать рост денежной массы. Эффект от этих действий отсрочен по времени примерно на 4 месяца, так что к концу года темпы инфляции будут снижаться».
Аналогичной точки зрения придерживается и аналитик ИК «Тройка Диалог» Антон Струченевский. «Разумеется, рост цен промпроизводителей – не самое приятное явление, но его влияние на общую ситуацию с инфляцией будет не слишком серьезным», – пояснил эксперт. Впрочем, его прогноз на конец года по инфляции выглядит более пессимистичным, чем у Тихомирова, – 13,5%. «Такой уровень не так уж плох, если учитывать, что сегодня показатель инфляции превышает 15%», – заметил Струченевский.