После нагоняя от Владимира Путина Игорь Артемьев резко активизировал работу своего ведомства.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
Непрекращающийся рост цен на бензин и обнародованная неделю назад в адрес Федеральной антимонопольной службы (ФАС) премьером Владимиром Путиным угроза принятия кадровых решений заставили главу службы Игоря Артемьева вступить в торг с нефтяниками с целью остановить рост цен на авиационный керосин и дизтопливо. В пятницу он заявил, что готов учесть добровольное снижение цен на топливо как смягчающий фактор при назначении штрафов компаниям, виновным в их росте. В противном случае чиновник пригрозил уличенным в ценовом сговоре компаниям штрафами от 1 до 15% их годового оборота. Эксперты сомневаются в действенности и торга, и угроз. На аргументы ФАС у нефтяных компаний имеются контраргументы и лоббистские возможности.
«ФАС пора наконец проснуться и активно и эффективно выполнять свои функции», – заявил Путин 11 июля в Северодвинске на совещании, посвященном проблемам развития нефтегазового комплекса, уточнив, что в противном случае будут приняты «соответствующие кадровые решения». Гнев Путина вызвал тот факт, что с начала года билеты на самолеты российских авиалиний подорожали на 20–30%, а авиакеросин стал дороже, чем в США и Евросоюзе.
«Мы получили заряд бодрости, а лично я – большой прилив сил», – заявил в ответ на критику Артемьев. 15 июля ФАС сообщила о возбуждении дел по фактам злоупотребления доминирующим положением на рынке в отношении пяти крупнейших компаний – «ЛУКОЙЛа», «Газпром нефти», «ТНК-ВР Холдинга», «Роснефти» и «Сургутнефтегаза». Компании подозревают в установлении монопольно высоких цен на авиакеросин и дизельное топливо. Всего начиная с 5 июля в суд было передано около 20 подобных дел.
«Если сейчас компании не согласятся снизить цены, что было бы смягчающим фактором при назначении штрафа, они получат огромные штрафные санкции в размере от 1 до 15% годового оборота компании за пройденный год», – пригрозил нарушителям Артемьев в пятницу.
Напомним, что чуть больше года назад крупные компании могли не беспокоиться о последствиях злоупотреблений, так как максимальный штраф за подобные нарушения составлял 500 тыс. руб. Однако 13 мая 2007 года вступил в силу новый Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающий штраф до 4% годового оборота за предыдущий год или от 1 до 15% оборота на рынке, где было совершено нарушение. Срок адаптации к новым правилам уже прошел, так что теперь в абсолютных цифрах штраф может достигать 1 млрд. руб. Это ужесточение приблизило российское законодательство к нормам европейских стран, в которых штрафы за сговор достигают 8–10% от оборота компании-нарушителя.
По мнению руководства антимонопольного ведомства, первопричина опережающего роста топливных цен заключается в изъянах таможенно-тарифной политики, в частности, в отношении экспортных пошлин на нефтепродукты. «У нас эти пошлины являются слишком низкими, нефтяным компаниям гораздо выгоднее продавать за границей, – считает Артемьев. – Нужно вводить сезонные пошлины на дизельное топливо, преграждая экспорту дорогу в период посевных кампаний весны и лета каждого года».
Впрочем, эксперты не согласны ни с выводами главы ФАС, ни с эффективностью принимаемых мер. «На добровольное снижение цен никакая из компаний скорее всего не пойдет, а их руководители будут всячески обосновывать повышение объективными причинами», – уверен ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. – Во-первых, они напомнят ФАС о том, что, несмотря на то что Владимир Путин еще полтора месяца назад пообещал снизить налоговую нагрузку с сектора, ничего в этом направлении пока не сделано. Во-вторых, продолжается быстрый рост мировых нефтяных цен. И наконец, государство настаивает на увеличении добычи нефти, в то время как затраты на ведение нефтяного бизнеса увеличиваются очень быстро».
Защищая свои интересы, полагает Баранов, нефтяники будут «всячески использовать имеющиеся у них лоббистские ресурсы и давить на ФАС». «С учетом того, что они осуществляют поставки Минобороны и другим ведомствам, нефтяники всегда могут предложить государству договориться выгодным для себя образом», – считает Баранов. При этом ссылки на изъяны экспортно-импортной политики по меньшей мере некорректны. «На Западе – надежные потребители и выгодные контракты, за которые наши компании стабильно получают валютную выручку, часть которой могут оставить за границей в рамках схем минимизации налогов», – отметил Баранов, добавив, что речь не идет о том, что в стране есть дефицит бензина, и его стоимость для того же сельского хозяйства высока из-за низкой платежеспособности. «Имело бы смысл создать большую конкуренцию между нефтяными компаниями внутри страны, – предлагает аналитик. – Можно ввести налоговые льготы тем компаниям, которые, например, поставляют топливо крестьянам с рассрочкой платежа, но вводить сезонные пошлины – бессмысленно».
В свою очередь, старший аналитик по нефти и газу Альфа-банка Ширвани Абдуллаев считает, что угрозы Артемьева скорее всего серьезны, так как они идут сверху и политически мотивированы. «Другое дело, что пока рано говорить о том, какие цифры штрафов будут в конечном счете озвучены, так как не ясна сама процедура санкций», – отметил аналитик. Основная проблема, по его мнению, заключается в том, что у государства пока нет ни внутренней, ни внешней прозрачной энергетической политики. «До сих пор не ясно, что власти собираются делать, – сетует Абдуллаев. – То ли развивать не зависящую от нефти экономику, создавая ситуацию, при которой внутренние топливные цены ниже, чем за рубежом, либо совсем отказаться от разного рода субсидий и в таком случае беспокоиться только о монопольных нарушениях. Во втором случае необходимо заставить российскую промышленность конкурировать на честных условиях, и, например, было бы целесообразно запретить производителям нефтепродуктов их продавать, то есть разделить функции производства и распределения, заставляя компании более жестко конкурировать на рынке».