Впервые в истории российский рынок занял первое место в Европе по продажам автомобилей. В первом полугодии 2008 года в нашей стране было продано 1,645 млн. автомобилей, тогда как в удерживавшей по этому показателю последние годы лидерство Германии – 1,630 млн. Среди основных причин роста активности россиян в покупках автомобилей эксперты называют повышение доходов населения и низкий по сравнению с Европой уровень обеспеченности россиян машинами.
На столкнувшемся со снижением продаж из-за резкого роста цен на бензин и переживаемого финансового кризиса автомобильном рынке Европы произошла смена лидера. Согласно опубликованным вчера данным компании PricewaterhouseCoopers (PWC), в первом полугодии в России было продано машин больше, чем в Германии, удерживавшей европейское лидерство по продажам все последние годы. В то время, когда население европейских стран понемногу теряет интерес к покупке новых автомобилей, а мировые автоконцерны объявляют об очередных сокращениях производства и рабочих мест, россияне только наращивают своих аппетиты.
По данным PWC, рост российского рынка в первом полугодии составил 41%. За этот период было продано 1,645 млн. автомобилей, тогда как за аналогичный период прошлого года – на полмиллиона меньше – 1,165 млн. За два первых квартала россияне потратили на приобретение «железных коней» 33,8 млрд. долл. Лидером по продажам на территории страны стала продукция терпящего бедствие автогиганта General Motors (GM).
По словам партнера PWC Стенли Рута, на сегодняшний день автомобильный рынок развитых государств в лучшем случае демонстрирует только незначительный ежегодный рост. В лидеры же выбились страны БРИК – Бразилия, Россия, Индия, Китай, – экономики которых развиваются очень быстрыми темпами. «Исходя из современных тенденций, мы предполагаем, что в течение следующих восьми лет вклад России в рост автомобильного рынка в странах БРИК составит более 30% в долларовом выражении», – отмечает эксперт. По прогнозу PWC в период с 2007 по 2015 год вклад Бразилии в общемировой рост сборки автомобилей составит 6%, России – 12%, Индии – 15%, а Китая – 31%.
Аналитик «БрокерКредитСервис» Севастьян Козицын полагает, что у России есть шансы выбиться в лидеры европейского автомобильного рынка и по итогам года. «Уверен, что мы точно войдем в тройку по итогам года. Россия уже обогнала по темпам роста покупок автомобилей Францию и Италию, где потребление на этом рынке начало снижаться», – подчеркнул эксперт.
Говоря о феномене такого роста российского рынка в момент спада на Западе, Козицын отметил, что дело не только в экономическом росте и повышении доходов населения, но и в развитии программ автокредитования. Кроме того, число автомобилей по отношению к населению страны весьма низкое в отличие от развитых государств, что создает потенциал для дальнейшего роста рынка. По словам Козицына, на конец прошлого года на 1 тыс. россиян приходилось только 207 авто, тогда как в США на такое же количество жителей – около 800 машин.
В том, что Россия может выйти на первое место в Европе по числу покупок автомобилей при условии сохранения темпов роста рынка, не сомневается и аналитик ФК «Открытие» Кирилл Таченников. По его словам, для того чтобы стать первыми, нам необходимо выйти к концу года на уровень покупки в 3,7 млн. машин, увеличив объем потребления на 32% по отношению к прошлому году. «Такой результат достижим даже в условиях снижения темпов роста во втором полугодии, которые скорее всего сократятся с 41% до 25%», – говорит Таченников.