Вчера Росстат опубликовал неутешительные данные: в июне инфляция составила 1%, а в целом за первое полугодие – 8,7%. При этом самый существенный вклад в рост цен внесли продовольствие и услуги. Между тем надежд на возможное удешевление продовольствия все меньше. Минсельхоз призывает ограничить импорт дешевого мяса и молока, а также удерживать высокие цены на зерно. Эксперты считают, что такая политика взвинтит внутренние цены на продукты питания.
Согласно обнародованным вчера данным Росстата по отношению к декабрю продовольствие в целом по стране подорожало на 11,4%, что существенно выше средних темпов инфляции, которая с декабря по июнь составила 8,7%.
В июне продовольствие в среднем подорожало на 1,1%. При этом более быстрыми темпами – на 2–3% за месяц – дорожали хлеб и продукты переработки зерна. Теми же темпами дорожало и мясо. В частности, цены на свинину возросли на 3,1%, говядину, баранину, колбасные изделия и копчености – на 2,2–2,3%, консервы мясные – на 2,1%.
Несмотря на такой рост цен на сельхозпродукцию, Минсельхоз продолжает лоббировать дальнейшее ограничение дешевого предложения на внутреннем рынке, причем именно по тем группам товаров, которые и так дорожают темпами, опережающими общую инфляцию. В прошлую субботу министр сельского хозяйства Алексей Гордеев предложил останавливать ввоз мясо-молочной продукции из-за рубежа, чтобы стимулировать отечественное животноводство. «Мы подходим к тому, чтобы перестроить таможенно-тарифную политику в молочной сфере и производстве мяса», – заявил он в Белгородской области во время выставки-демонстрации «День российского поля-2008». По словам министра, производство свинины и мяса птицы продолжает развиваться динамичными темпами: в этом году рост производства в птицеводстве составит 16–18%, в свиноводстве – около 9–10%. «Нам не нужен импорт мяса в таких количествах и столько готовой зарубежной молочной продукции, в том числе сыров, сухого молока, сливочного масла», – отметил министр. «Нам надо это каким-то образом останавливать, чтобы дать стимул дальнейшего развития своего производства. Я надеюсь, что наши предложения будут услышаны», – заявил Алексей Гордеев.
Кроме того, глава Минсельхоза призвал крестьян не снижать цены на зерно нового урожая. «Справедливая минимальная цена на пшеницу 3-го класса должна быть от 6 до 6,5 тысячи рублей за тонну», – отметил Гордеев. «Призываем всех сельхозпроизводителей ориентироваться именно на этот ценовой нижний порог», – подчеркнул глава Минсельхоза. «Губернатор Краснодарского края Ткачев сказал, что те, кто будет ниже этой цены продавать зерно, – предатели сельского хозяйства». «Я считаю, что это правильно», – сказал Гордеев, добавив, что «сейчас никакого ажиотажа быть не должно, цена на зерновом мировом рынке высокая – около 300 долларов за тонну». По его словам, «в России при хорошем сборе зерна нет никаких оснований для того, чтобы цены на зерно резко упали». «Если это и случится, – продолжал министр, – государство будет готово поддержать этот ценовой коридор с тем, чтобы селяне работали уверенно».
При этом Гордеев подчеркнул, что «система интервенций на зерновом рынке не ставит целью купить какой-то конкретный объем зерна или продавать его». «Речь идет о поддержке справедливого коридора цен, который бы позволил отечественным сельхозпроизводителям получать нормальные доходы», – констатировал глава Минсельхоза. По прогнозам министра, в текущем году Россия планирует экспортировать около 15 млн. т зерна. «Итоги уборки урожая покажут, в какую сторону надо будет этот прогноз уточнять и какие предпринимать действия в отношении экспорта», – сказал Гордеев. В целом в этом году в России планируется собрать не менее 85 млн. т зерна.
Эксперты уверены, что следствием ограничения импорта мясо-молочной продукции и искусственного поддержания высоких цен на зерно скорее всего станет не рост эффективности агропрома, а новый всплеск инфляции.
«Негибкая таможенно-тарифная политика на рынке продовольствия слишком дорого обходится стране. В частности, в прошлом году ограничительные меры подстегнули инфляцию, по нашим оценкам, примерно на 1,5 процентного пункта, а в этом году они добавят к росту цен еще около 2%», – говорит директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. По его словам, рентабельность при производстве молока на сегодня в среднем составляет около 15%, а при производстве зерна – до 35–40%. Советы не снижать закупочные цены на зерно Николаев объясняет не только заботой о производителях, но и ведомственными интересами. «Значимость любой бюрократической структуры определяется объемом контролируемых средств, и не исключено, что в Минсельхозе надеются увеличить масштабы зерновых закупок и интервенций в случае увеличения нереализованных запасов зерна», – предполагает Николаев.
В то же время некоторые эксперты считают, что вместо призывов держать цены на зерно государство могло бы начать закупки в госрезерв по повышенным ценам. А ближе к весне зерно из госрезерва можно было использовать для стабилизации цен.
«Основные проблемы российского агропрома – это технологическая отсталость, низкая рентабельность, дефицит инвестиций и специалистов. И ограничением импорта этих проблем агропрома решить невозможно», – считает гендиректор «Финэкспертиза Консалтинг» Дмитрий Шустерняк. По его словам, абсолютно вся отечественная продукция оказывается востребованной, тем более что российские производители пока не способны удовлетворить внутренний спрос. «Ограничения импорта мяса и молочной продукции в краткосрочном плане приведет только к повышению розничных цен и, вероятно, к недовольству потребителей», – считает эксперт.
«Разница в себестоимости в отсталых и современных мясных хозяйствах достигает сегодня 100%. Поэтому поддерживать неэффективное мелкотоварное производство нужно далеко не всегда», – говорит руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации (НМА) Сергей Юшин. По его словам, себестоимость отечественной свинины выросла за последние 2 года с 32 до 52–53 руб. за кг живого веса, что существенно увеличило сроки окупаемости инвестиционных проектов. «Сегодня главными должны стать меры по снижению себестоимости и увеличению эффективности производства», – считает Юшин. Снижение конкуренции на внутреннем рынке вряд ли способствует решению этой задачи.