Глава «Роснефти» Сергей Богданчиков не хочет отдавать нефть за бесценок.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
«Роснефть» может пересмотреть цены на поставляемую в Китай нефть. Об этом заявил во вторник на проходящем в Мадриде Всемирном нефтяном конгрессе глава НК Сергей Богданчиков. Сейчас компания поставляет нефть Пекину по цене в несколько раз ниже рыночной. Такова плата за оказанную Китаем в 2004 году «Роснефти» финансовую поддержку в приобретении активов ЮКОСа.
«Контракт есть, он выполняется и будет выполняться до 2010 года», в то же время вопрос о ценах после его исполнения требует отдельного решения, заявил Сергей Богданчиков. По его словам, «что будет после 2010 года, мы будем решать, когда получим расчеты тарифов по ВСТО (строящийся нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан». – «НГ»). Исключать пересмотра цены нельзя».
Напомним, что в 2004 году китайская госкорпорация CNPC перечислила «Роснефти» 6 млрд. долл. за поставку до 2010 года 48,4 млн. тонн нефти. Тогда эти деньги срочно понадобились «Роснефти» для покупки наследства обанкротившегося ЮКОСа, в частности его наиболее ценного актива – компании «Юганскнефтегаз». В то время цена российской нефти составляла около 40 долл. за баррель, и столь масштабный и долгосрочный контракт представлялся оправданным. Тогда мало кто предполагал, что мировые цены на нефть вырастут в несколько раз – до 140 долл. за баррель в настоящее время. В 2007 году, когда стоимость нефти поднялась на 75%, «Роснефть» попыталась пересмотреть цену в сторону повышения. Несмотря на то что цена была прописана в действующем контракте, CNPC согласилась пойти навстречу чаяниям одумавшихся россиян, правда, цена была увеличена ненамного – на 0,675 долл. за баррель. Дальнейшее повышение китайцы рассматривать отказались.
Сейчас, когда баррель российской нефти стоит уже в 3,5 раза дороже оговоренной в контракте цены, вопрос обострился вновь, однако, как считают и в «Роснефти», и независимые эксперты, контракт все-таки будет выполнен. Как сообщили вчера «НГ» в пресс-службе НК «Роснефть», существует график поставок, который выполняется. «Ежегодный объем, который «Роснефть» поставляет в Китай в рамках выполнения соглашения от 2004 года, составляет около 8 миллионов тонн», – отметили в компании. Таким образом, за период с 2005 -го по нынешний год российская сторона выполнила большую часть своих обязательств, отправив в Поднебесную около 30 млн. тонн нефти. Впрочем, по какой цене было отправлено это топливо, в компании пояснить затруднились.
Эксперты полагают, что «Роснефть» вряд ли будет требовать повышения цены по контракту четырехлетней давности, однако заявление ее руководителя можно расценивать как сигнал к китайским партнерам о том, что российская нефть после 2010 года существенно подорожает.
«Судя по всему, «Роснефть» пока будет вынуждена выполнять условия контракта. С одной стороны, сегодня рыночная цена не соответствует стоимости нефти, поставляемой в Китай. При этом нефть поставляется по железной дороге, что значительно увеличивает стоимость транспортировки, – отмечает глава департамента Due Diligence компании «2К Аудит – Деловые консультации» Александр Шток. – С другой стороны, цена нефти для Китая была заложена в соглашении 2004 года, по которому российская получила 6 миллиардов долларов, а китайская – долгосрочный контракт с фиксированной ценой». В то же время, отмечает эксперт, сейчас в подвешенном состоянии находится вопрос о строительстве ответвления ВСТО в китайском направлении. Несмотря на то что проект трубопровода готов, Москва и Пекин пока не подписали договор о его строительстве. Повышение цен на нефть для Китая в одностороннем порядке может и вовсе поставить под угрозу этот проект. Но после выполнения контракта Китай скорее всего будет получать нефть исключительно по рыночным ценам.
По мнению аналитика Собинбанка Михаила Занозина, «Роснефть» готовит китайских партнеров к резкому повышению цен. «Тем более что ее позиции в этом вопросе выглядят сильнее, – отмечает Занозин. – В случае упорства Пекина в отношении цен российская компания вполне может пустить свою нефть в реверсном, например европейском, направлении. Так же, как поступает и «Газпром», который настаивает на том, что цена газа для Китая должна быть выше европейской, учитывая расходы на транспортировку».
В свою очередь, Александр Моховой из юридической компании «Яковлев и Партнеры» считает, что в ситуации, когда поставки нефти в Китай по железной дороге слишком дороги, а судьба китайского ответвления ВСТО окутана туманом, трубопровод Атасу–Алашанькоу через территорию Казахстана становится самым выгодным и перспективным маршрутом экспорта нефти в Поднебесную, в том числе и для «Роснефти».