Требование российского правительства об использовании отечественной продукции при сборке иномарок в нашей стране может оказаться невыполнимым для иностранных автоконцернов. В частности, представители Ford раскритиковали качество российской стали, препятствующее увеличению доли отечественных комплектующих в сборке производимых концерном во Всеволожске автомобилей.
«Мы будем импортировать сталь до тех пор, пока в России не появится продукт, удовлетворяющий нашим требованиям», – заявил в понедельник главный менеджер по закупкам Ford Russia Арндт Фурман. По его словам, российская сталь не отвечает стандартам качества Ford. При этом Фурман подчеркнул, что компания активно ищет поставщиков из России, которые могли бы поставлять сразу несколько элементов для сборки. Представители Ford объясняют, что их не устраивает не только качество, но цена на российскую продукцию. Столь пристальное внимание к российской продукции объясняется просто: Ford, как и другие участники промсборки в России, обязались довести в ближайшее время долю российских компонентов в собираемых у нас иномарках до 30%.
«В настоящий момент Ford не закупает сталь в России, но активно сотрудничает с компанией Stadkо по частичной локализации металлической штамповки. Вопросы закупки стали в России продолжают активно рассматриваться компанией», – пояснила вчера «НГ» представитель Ford Екатерина Кулиненко. По ее словам, к началу запуска производства Ford Mondeo на заводе во Всеволожске осенью этого года часть комплектующих, в том числе сиденья, будет уже производиться в России.
«Российскую сталь Ford никогда и не закупал. Организация штампового производства стоит дорого, и при относительно небольших объемах производства локализовать штамповку невыгодно, соответственно незачем и закупать в России сталь. При объеме производства до 75 тысяч автомобилей в год заводу Ford во Всеволожске было выгоднее получать штампованные кузовные детали с заводов в Европе», – отмечает замдиректора агентства «Автостат» Сергей Удалов. Основным потребителем стали в России был и остается АвтоВАЗ, главным требованием которого к металлургам была низкая цена стали при обеспечении требуемых свойств штампуемости, коррозионной стойкости, прочности. Соответственно металлургам незачем было особенно конкурировать в повышении качества и разработке новых видов стали для российского автомобильного рынка. «Работы над качеством стали в России идут недостаточно интенсивно. Поэтому металлургическая промышленность в США, Европе и Японии находится далеко впереди по качеству металлов для автопрома. Из-за этого большая часть стали для российских иномарок будет продолжать ввозиться из-за границы», – говорит Удалов.
«Могу предположить, что иностранных специалистов не устроило качество российской стали для изготовления наружных штампованных элементов кузова – так называемых кузовных панелей. Типичной технологической проблемой здесь может быть недостаточная адгезия цинкового покрытия, вытяжка или разрывы на углах во время штамповки», – говорит вице-президент Ассоциации автомобильных инженеров Игорь Коровкин. По его словам, основные производители автопроката – такие как «Северсталь» и НЛМК – имеют современное оборудование, и претензии к качеству могут объясняться нарушениями технологической дисциплины или отклонением свойств исходного металла.
«Новолипецкий, Череповецкий и Магнитогорcкий комбинаты – выпускают вполне конкурентоспособную оцинкованную сталь, которая экспортируется во многие страны, в том числе в Китай. Надеюсь, что рано или поздно отечественная сталь будет использоваться и на российском заводе Ford, который сейчас импортирует штампованные заготовки кузовных деталей», – говорит аналитик «АнтантаПиоглобал» Евгений Рябков. При этом он не исключает, что заявления о низком качестве являются лишь элементом коммерческих переговоров или попыткой снизить цену поставок.
«Претензии к качеству – это традиционная проблема для российской стали. Не случайно «Северсталь» – один из крупнейших поставщиков автомобильного листа – организовал СП в России и в США, где купил заводы, специализирующиеся именно на автолисте», – отмечает директор аналитического департамента «Открытие» Халиль Шехмаметьев. По его словам, конкурентоспособный автомобильный лист должен иметь качественное антикоррозионное покрытие – оцинкованный лист должен быть эластичным. Кроме того, лист должен быть однородным по составу, толщине и покрытию и иметь высокие прочностные характеристики. Шехмаметьев считает маловероятным, что Ford не протестировал продукцию какого-либо крупного производителя или российские заводы сами отказались от поставок.
В то же время российские сталевары не согласны с претензиями специалистов американского автоконцерна. По словам замдиректора по сбыту «Северстали» Владимира Крайнова, в России уже производится конкурентоспособный металлопрокат автомобильного назначения. Основная проблема, по его словам, связана с эффектом масштаба: мировые автоконцерны пока еще не вышли на достаточные для организации полного цикла производства уровни. «Но мы уверены, что в ближайшее время это произойдет, и в результате последует взрывной рост спроса на прокат для автопрома. Тогда продукция «Северстали» станет особо востребованной», – уверен Крайнов.