Структура, из которой складывается цена бензина.
Члены британского правительства призвали главу Минфина Алистера Дарлинга не проводить индексацию топливного налога, дабы снизить финансовые потери населения от подорожания бензина и дизтоплива. В России, где в структуре цены бензина более половины приходится на налоги, по мнению экспертов, подобный шаг властей был бы бессмыслен. В отсутствие должной конкуренции всю выгоду от него ощутили бы не автовладельцы, а нефтяные компании-монополисты.
Британские министры предлагают в очередной раз заморозить индексацию топливного налога, который уже был заморожен в апреле сроком до октября. Весной налог должен был быть повышен на 2 пенса за один литр бензина, пропорционально росту цен на автомобильное топливо.
Однако власти пошли навстречу автовладельцам, пострадавшим из-за резкого удорожания бензина и дизельного топлива вследствие более чем полуторакратного подорожания нефти за полгода. Апрельский мораторий на индексацию налога позволит британцам сэкономить примерно 550 млн. фунтов стерлингов, то есть свыше 1 млрд. долл.
В России, где бензин с начала года, по данным Росстата, подорожал на 15,8% и продолжает стремительно дорожать, власти не намерены широко применять такой рецепт, несмотря на то что более половины цены бензина составляют налоги. «В цене одного литра бензина не более 30% приходится на его себестоимость, всего 20% – это прибыль нефтяников, а оставшиеся 50% – доля налогов, – отмечает гендиректор компании «2К Аудит – Деловые консультации» Тамара Касьянова. – Причем наибольшее влияние на колебание цены топлива оказывают экспортная пошлина на нефть, ставка которой меняется каждые два месяца, и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), процент которого корректируется раз в месяц. Значительную часть в стоимости бензина составляют налог на добавленную стоимость (НДС) и акциз на продукты нефтепереработки – около 30%. Существенную роль в ценообразовании играют также налог на прибыль и единый социальный налог (ЕСН) на зарплату работникам».
Аналитик юридической компании «Яковлев и партнеры» Александр Моховой сделал детальный анализ факторов, влияющих на стоимость топлива. «Если взять за основу цену литра Аи-92 в 22,7 рубля, получается следующая картина, – пояснил эксперт. – Расходы на налоги: НДПИ – 6 рублей, НДС – 3,5 рубля, акцизный сбор – 2,7 рубля. Таким образом, одних налогов в литре топлива получается на 12,2 рубля, которые идут в казну. Расходы на маркетинг составляют в среднем 3,8 рубля с литра, сама добыча нефти – 1,5 рубля, переработка – около 30 копеек».
Власти не желают резко снижать свою долю в налогах на бензин при том, что бюджет страны исполняется с профицитом, а государство не знает, как лучше разместить средства постоянно растущих национальных фондов, чтобы они хотя бы не обесценивались. Эксперты считают, что снижение налогов на производителей топлива вряд ли поможет рядовым автомобилистам.
Пока что государство согласилось пойти лишь на ограниченные уступки нефтяникам. Согласно недавно принятым поправкам в Налоговый кодекс, со следующего года изменяется шкала расчета НДПИ таким образом, чтобы необлагаемый налогом минимум увеличивался с 9 долл. до 15 долл. за баррель. Также со следующего года введены налоговые льготы для разработки новых сложных месторождений в Восточной Сибири и на шельфе. Однако гражданам рассчитывать на то, что эти меры приведут к снижению темпов подорожания автомобильного топлива, не стоит. Причина тому – монополизм рынка, при котором компаниям нет смысла уменьшать цены. Снижение налогов в таких условиях просто увеличит их доходы.
«Сейчас около 85% рынка занимают вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК), которые могут повышать цены, и антимонопольному ведомству крайне сложно доказать факт сговора в такой низкоконкурентной среде, – говорит Касьянова. – Кроме того, остро стоит проблема нехватки новых и технологические недостатки действующих нефтеперерабатывающих предприятий». В этой ситуации, по мнению аналитика Собинбанка Михаила Занозина, любые действия властей – снижение НДПИ, дифференциация акцизов и т.п. – бесполезны. «В США тоже есть монополисты, например, в рамках целого штата, однако государство жестко отслеживает ценовую политику и в случае недобросовестных действий налагает огромные штрафы на компании, – поясняет эксперт. – В России такой контроль отсутствует, а потому монополисты чувствуют себя безнаказанными».