Алексей Кудрин наконец-то признал прошлые ошибки.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
Пакет антиинфляционных мер, который вчера был внесен в правительство, по признанию вице-премьера – министра финансов Алексея Кудрина, не содержит каких-либо принципиально новых предложений по сдерживанию темпов роста потребительских цен в России. Эксперты скептически оценивают эффективность предлагаемой Минфином политики таргетирования инфляции – использования механизмов валютного регулирования для сдерживания роста денежной массы – и попыток правительства совместить несовместимое: снизить инфляцию за три года до 6%, не отказавшись при этом от опережающего роста зарплат и пенсий.
Минэкономразвития и Минфин внесли в правительство пакет антиинфляционных мер. Как сообщил «НГ» Алексей Кудрин в кулуарах 6-й ежегодной налоговой конференции РСПП, за основу взят проект документа, подготовленный еще в середине весны, но не утвержденный в связи со сменой кабинета министров. Вице-премьер признал, что в этом году уровень инфляции окажется выше, чем прогнозировалось. «Инфляция на уровне 10–15% – это результат ошибок, допущенных в прошлые годы», – самокритично констатировал Кудрин.
В качестве противоядия Минфин призывает к проведению жесткой антиинфляционной политики. По словам Кудрина, речь идет о постепенном переходе к таргетированию инфляции, о сокращении прироста госрасходов, о реализации мер по развитию финансовых институтов и о стимулировании сбережений граждан. Антиинфляционные меры будут включать в себя борьбу с монополиями на отдельных рынках. «Новый рецепт трудно предложить», – посетовал вице-премьер.
Он не скрывает, что в таргетировании инфляции нет ничего революционного. ЦБ и сейчас практикует увеличение колебания валютного курса в зависимости от притока валюты в Россию. Кроме того, планируется осуществлять жесткий контроль за кредитно-денежной политикой. В актив правительства Кудрин занес сокращение роста денежной массы к 1 июня до 28% в годовом выражении. Этого удалось добиться впервые за многие годы. В то же время Кудрин высказал мнение, что 2009 год будет для правительства сложным с точки зрения удержания инфляции, зато в дальнейшем есть уверенность войти «в запланированные параметры прогноза», чтобы по итогам 2011 года рост цен составил не более 6%.
Рыночные методы решения этой многоходовой задачи содержатся в любом учебнике экономики: сокращение времени оборота денежной массы; увеличение на рынке предложения товаров и услуг; стимулирование роста малого и среднего бизнеса и их доли в бюджетных сборах; снижение объемов денежной массы в экономике и т.п. Однако описанный во всех учебниках по экономике и, пожалуй, самый эффективный способ достижения поставленной цели – замораживание зарплат и пенсий – в сложившихся условиях даже не рассматривается.
«Такую политику власти начинают проводить, когда посредством регулирования уровня зарплат можно попытаться повлиять на темпы роста инфляции в стране, отметил вице-президент РАН Александр Некипелов. – Однако возникают ситуации, когда в экономике доминируют спекулятивные процессы роста цен, сопровождающиеся снижением производственной активности. И тогда замораживание зарплат становится неэффективным». Впрочем, к сегодняшней ситуации в России это относится в меньшей степени, отметил Некипелов. Поэтому в нашем случае монетаристы ключевую роль в борьбе с инфляцией отводят мерам по сокращению денежного предложения на рынке.
Вячеслав Сенчагов – последний руководитель Госкомитета по ценам СССР – считает, что Минфин упрощенно подходит к проблеме инфляции, сводя ее главным образом к двум факторам – росту денежного предложения и денежной массы. Исходить же следует из более сложных конструкций, в которых учитывались бы колоссальные дисбалансы, сложившиеся сегодня в российской экономике, в том числе в сфере нефтегазового комплекса, электроэнергетики, неспособности отечественных производителей удовлетворить растущий спрос на внутреннем рынке.
«Наш капитал больше подготовлен к кредитованию и финансированию импорта, чем к расширению своего производства», – отметил эксперт. По его оценкам, приток импорта понижающего влияния на цены не оказывает. «Кудрин явно механистически подходит к данному вопросу, упрощает ситуацию, предлагая ЦБ устаревшую политику таргетирования. Между тем есть исследования, показывающие, что таргетирование инфляции в сегодняшних условиях способно только усилить кризис», – говорит Сенчагов.
С этим выводом согласен и бывший зампред Центробанка Сергей Алексашенко. «С инфляцией таргетированием не борются. Все, что они делали до сих пор, привело только к росту инфляции», – заявил он вчера «НГ». Невысокого мнения Алексашенко и о пакете антиинфляционных мер. «Это – отвлечение общественного внимания. Больше мне нечего сказать по этому поводу», – заявил финансист.